В какой стране кошка священное животное

Вот уже на протяжении многих веков в Египте, археологи находят статуи и изображения кошек на вазах и различных драгоценностях. Кошек украшали различными нарядами, воздавали им дары, уважали и почитали их подобно божествам.

К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых. Статуи кошек в Древнем Египте
Фото: xt.ua

Но откуда у египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными животными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?

На сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Древнем Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.

Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей. Кошки живущие в египетских домах
Фото: open. az

Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.

Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса. Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея Апопа
Фото: ru.wikipedia.org

Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам. Богиня Бастет
Фото: myfhology.info

Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.

Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.

Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет. Храм богини Бастет
Фото: clfrancisco.com

Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру. Абиссинская кошка
Фото: superhuip.pe.hu

Каждый наверняка хоть раз в своей жизни слышал о том, что в Древнем Египте кошек почитали подобно божествам. Их уважали, они считались священными животными, и археологи продолжают находить статуи и изображения кошек на различных ценных предметах. Согласно предположениям историков, в день, когда умирала одна из кошек, живших во дворце фараона, объявлялся семидесятидневный траур, а сам фараон обрезал себе брови в знак уважения. Более того, ни раз были найдены мумии этих животных при раскопках древних пирамид. Считается, что кошки были проводниками фараонов в царство мертвых. Многие из вас наверняка видели мумифицированных животных в Египетском зале Музея истории искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Привыкнув воспринимать все это как исторический факт, задаемся ли мы вопросом — почему так? Вследствие чего и по каким причинам египтяне питали такую любовь и уважение к кошкам?

В Египте кошки появились примерно в 2000-е годы до нашей эры, тогда как одомашнены эти животные были примерно девять с половиной лет назад. Для начала, жители Египта ценили кошек за охрану от мелких грызунов, а благодаря охоте на крыс кошки приобрели еще больше уважения. Уничтожая змей, кошки делали территорию более безопасной для проживания. Помимо этого своей мягкостью, независимостью и грациозностью кошки восхищали. Жители очень сильно полюбили кошек. За убийство животного можно было стать осужденным на смертную казнь.

Впервые в мировой истории именно в Египте кошек наделяли сакральными и божественными качествами. На некоторых изображениях бог Ра (бог солнца) являлся рыжим котом, который каждый день поглощает Апопа, олицетворяющего зло и мрак. Вместе с тем Баст, богиня любви, красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, изображалась в виде женщины с головой кошки. Именно с богиней Баст связано то, что кошек начали мумифицировать: Баст олицетворяли кошками, и почести, которые те получали посмертно, указывали на то, почему кошки достойны этих почестей.

Ради кошек египтяне готовы были совершить героические поступки. Например, бывало, люди бросались в горящие дома, чтобы убедиться: в помещении нет ни одной кошки. Это лишний раз доказывает, насколько уважительно, трепетно, любовно и серьезно относились люди к кошкам в Древнем Египте. Это не были просто одомашненные животные, приятные эстетически и вызывающие умиление. Это были помощники и даже защитники. Но действительно ли только эта помощь людям, о которой написано выше, является главной причиной такого отношения к этим животным? Неужели их невольная и неосознанная помощь человеку привела к целому культу? Увы, точного и полного ответа мы никогда не узнаем.

Серьезного становления на религиозном уровне и своего расцвета культ кошек достиг в 1550-1069 гг. до н.э. Именно в этот период был создан город Бубастис, ставший главным местом поклонения Баст.

В конце 300х годов нашей эры культ кошек был официально запрещен. Так прежнее отношение к кошкам и интерес к ним перешел в любовь к этим животным лишь как к питомцам, которых держали дома, и в распространение этого явления в Египте и за пределами.

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет. Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски „мау“, что значит зрячий, от глагола мау — видеть. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым «божественным» оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.

Разделы: МХК и ИЗО

1.Тема: Искусство Древнего Египта.

2.Тема урока: Священные животные в Древнем Египте.

1. Познакомить учащихся со священными животными Древнего Египта.

2. Сформировать представление о религии Древнего Египта.

1.образовательные: формирование знаний о происхождении и истории кошек, о религии Египта;

2.развивающие: развивать ассоциативно — эстетическое мышление, творческую фантазию, развивать качества личности, мыслительные операции (память, внимание, мышление).

3.воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

5.Тип урока: комбинированный.

6.Вид урока: лекционно-информационный семинар.

7.Методы: словесный, наглядный.

8.Оборудование: фото-ряд “Породы кошек”, “Древний Египет”, “Искусство Древнего Египта”, слайды, Интернет (“По музеям мира”), сообщения учащихся подготовленные к данному уроку: “Домашние кошки”, “Ориентальная кошка”, “Египетский мау”.

I. Организационный момент.

II. Проверка ЗУН.

1. Назовите Богов Древнего Египта.

2. Какую одежду носили Древние Египтяне?

3. Какие были причёски и украшения у Древних Египтян?

4.Что изображали древние египтяне на настенных фресках?

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока учащимся.

IV. Изложение программного материала.

Учитель: Египетская художественная культура предстаёт пред нами как величавый монолит, запечатлевший стройную картину мироздания и незыблемые устои жизни людей. В религиозных представлениях египтян было много заимствований из примитивных первобытных верований, но наряду с ними на берегах Нила родились новые идеи, во многом предвосхитившие христианство.

Подобно другим древним народам народ Египта испытывал чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В египетской мифологии (миф – предание о богах, духах и героях) сохранились поверья о происхождении человека от животного. Тотемизм (тотем – животное, которое считалось предком или покровителем рода) оказал огромное влияние на египтян, с незапамятных времён обожествлявших зверей, птиц и насекомых. Неслучайно многие египетские боги имели в облике признаки животных. Например, Сет – бог злых сил, представлялся человеком с головой осла, Баст – богиня любви и веселья с головой кошки, бог Анубис, сопровождавший умерших в их путешествие по загробному миру, — с головой шакала.

Сообщение учащегося: КОШКИ ДОМАШНИЕ, животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 — начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти. По последнему признаку породы разделяют на длинношерстные (персидская, колор-пойнт), полудлинношерстные (ангорская, балинезийская, бирманская, мейн-кун, сибирская), короткошерстные (рексы, египетский мау, сиамская, русская голубая, британская). Сиамскую и ориентальную кошку часто выделяют в отдельную группу К короткошерстным относятся также бесхвостые кошки.

Кошка сиамской породы

ОРИЕНТАЛЬНАЯ КОШКА (восточная кошка), порода короткошерстных домашних кошек. Порода появилась от скрещивания сиамской кошки с обычными домашними кошками. Порода создана в Англии.

Тело этих кошек средней длины, вытянутое, гибкое. Голова клиновидная, с длинным прямым носом. Глаза среднего размера, широко расставлены. Уши большие, заостренные.

Белая ориентальная кошка

Ноги длинные, стройные. Лапки небольшие, овальные. Хвост длинный, тонкий, заостренный. Шерсть блестящая, короткая, плотно прилегающая к телу. Ориентальные кошки любят тепло. Они легко поддаются дрессировке (откликаются на кличку, носят поноску). Существует свыше 40 цветовых вариаций.

Красная ориентальная кошка

Чёрная ориентальная кошка

Коричневая пятнистая ориентальная кошка

Наиболее известна коричневая, или Гавана (напоминает цвет гаванской сигары). Эта порода выведена и стандартизирована в Великобритании в 1958. Существуют также Эбони (черная с зелеными глазами), белая с фарфорово-голубыми глазами, голубая — с зелеными, дымчатая, лилово- полосатая, “набивной ситец”. Разнообразен окрас шерстного покрова черепаховых, тигровых и т. д.

Сообщение учащегося:ЕГИПЕТСКИЙ МАУ, порода короткошерстных кошек. Выведена в США в 1950-е годы на основе уличных каирских кошек. Возможно, им поклонялись древние египтяне: на лбу животных до сих пор сохраняется характерный рисунок в виде жука-скарабея, и они очень напоминают священную египетскую кошку (“мау”).

Элегантная, стройная кошка с коренастым мускулистым телом. У взрослых котов бывает мощный затылок и крепкие плечи. Закругленно-клиновидная форма головы, нос длинный. Глаза большие, поставлены косо, бывают зеленые, желтые, ореховые. Задние ноги длиннее передних. Лапы тонкие, изящные, овальные. Хвост средней длины, толстый у основания. Уши крупные, далеко отстоящие друг от друга, бледно-розовые, могут заканчиваться кисточками; внутри покрыты короткой плотной шерстью. Шерсть на теле плотная, густая, шелковистая, но длиннее, чем у сиамских или ориентальных кошек, которых египетская внешне напоминает.

Зарегистрированы четыре разновидности мау: серебристый с пятнами цвета древесного угля; медовый — с темными пятнами; дымчатый — шерсть цвета древесного угля, подшерсток белый, пятна черные; оловянный с темно-серыми или коричневыми пятнами на бледном желто-коричневом фоне. Все пятна удлинены.

Учитель: Большинство специалистов сейчас придерживаются мнения, что одомашнивание кошки произошло в долине Нила в Древнем Египте около 4000 лет до н.э.; её предком была кошка ливийская. Домашняя кошка, следовательно, сопровождает человека уже более 6000 лет. Сейчас невозможно точно установить, пришла ли кошка к человеку или человек привёл кошку в свой дом, но очевидно одно: такой симбиоз был выгоден, прежде всего, человеку, а не кошке.

В древнеегипетской мифологии кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться со змеем Апопом, повелителем темных сил. У древних египтян кошка считалась священным животным, ибо была символом богини ночи, богини солнечного тепла, радости, веселья, плодородия, рождаемости, охоты, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая – богини Басты (Бастет), которую изображали обычно с телом женщины и головой кошки. В подобном обожествлении проявилось восхищение человека чистоплотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной образ жизни, загадочные, светящиеся ночам глаза и невероятная способность исчезать, бесшумно ступая мягкими лапами и столь же неожиданно появляться, вызывали удивление, смешанное со страхом.

Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.

Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов.

Родиной богини Бастет был город Бубастис, который находился восточнее Нила. Приблизительно в 950 году до н.э. фараон Шешонк-I основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране. В этом городе был построен великолепный храм около 300м в длину, посвященный Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богиня. В других городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. В начале года тысячи египтян приплывали в Бубастисе на торжествах, посвященные богине – кошке.

И начинался веселый праздник, на котором люди ели и пили, совершали щедрые жертвоприношения Бастет. Почти у каждого египтянина была дома кошка – за ней ухаживали как за самым дорогим существом. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня раньше, чем детей. Когда она умирала, вся семья надевала траурные одежды.

Бронзовая фигурка кошки, изображающая богиню Баст. Поздний период Нового Царства.

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (5-6 тысячелетие до н.э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними. Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3 тысячелетия до н. э.

На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что, безусловно, свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой.

На древнеегипетской фреске из Бени-Хасана кошка в ошейнике расположилась рядом с хозяйкой дома. Ок. 3000 до н. э.

В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи.

Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали – только тогда, по представлению без- утешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в свое тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое погребальное платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы и известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и мумии мышек. В 1980г. Археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи Бубастиса. Обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э.

Кошки находились под особой охраной: если человек случайно, а тем более умышленно убивал кошку, это каралось смертью.

Персидский царь Камбуз во время войны против фараона Псамметиха-III воспользовался этим. Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и привязать их к щитам. Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить это почитаемое животное.

Первые иероглифические знаки, обозначающие слова “кот” и “кошка”, датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как “минт” и “миу”.

И в Гелиополе ((греч. — “город солнца”; египетское название — Иуну), древний город в Дельте Нила, к северо-востоку от современного г. Каир. С V династии (26-25 вв. до н. э.) до греко-римского времени — центр культа бога Ра, отождествившегося с местным богом Атумом. Отождествляется с библейским городом Он.) бога солнца изображали наподобие кошки, глаза которого сужались или расширялись в зависимости от местонахождения солнца, подобно зрачкам кошки.

Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь.

Охотничья сценка с кошкой, найденная в фиванской гробнице. 18я династия, 1450 до н.э.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

Для закрепления изученного материала учащимся задаются вопросы.

  1. Что общего между ориентальной кошкой и египетской мау?
  2. От какой породы кошек произошла египетская мау?
  3. Какую роль играла кошка в древнеегипетской мифологии? Символом чего она была?
  4. Расскажите кратко о богине Бастет?

5. Как совершалось погребение кошки?

В результате проведенного урока была достигнута поставленная цель и подготовлен выход на изучение нового материала.

VII. Домашнее задание.

Подготовить дополнительный материал о правителях Древнего Египта.

  • Интернет
  • Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура.- М.: Владос, 2007.
  • Рубинштейн Р. Как рисовали древние египтяне/ Юный художник. — №11..-1984.
  • CD диск “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2008
  • Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия.- М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  • Роль животных в культуре Древнего Египта необычайно велика. Всем нам известно, что древние египтяне были очень развитой цивилизацией и достигли больших высот. Тонко чувствуя свою уязвимость по сравнению с могуществом природы, этот мудрый народ с большой благодарностью и почтением относился к животному миру. Поэтому в этой древней культуре большую роль играли животные. Египтяне считали, что божества, принимая их облик, могут снисходить до людей с их мирскими проблемами и принимать непосредственное участие в их жизни. В связи с этим, этот народ оставил нам в наследство огромное множество изображений различных существ, имеющих тело человека, а голову – животного. Таким образом древние египтяне изображали божество. Рассмотрим самых популярных священных животных древнего Египта, в числе которых Кошка, Бык, Жук-Скарабей, Баран, Крокодил, а также некоторые птицы.

    Одной из очень насущных проблем Древнего Египта были грызуны. Они поедали посевы и приносили большой урон урожаю. Кошки же охотились на этих вредителей. И поэтому, они были очень почитаемыми животными. Кошка – хранительница урожая была настоящим членом семьи в египетском обществе. Если в какой-то семье кошка умирала, объявлялся многодневный траур, а кошку бальзамировали и с почестями хоронили на специальном кладбище. Если в доме случался пожар, первым делом спасали кошку, потом – детей, и уже затем всех остальных членов семьи. Если кошка была убита, то преступника жестоко наказывали.

    Кошка ассоциировалась с богиней Бастет, символом достатка, плодородия и хранительницей домашнего очага. Эта богиня изображалась в виде женщины с головой кошки.

    Это священное животное было одним из самых почитаемых у древних египтян и символизировало плодородие. Египтяне, являясь активными земледельцами, нередко прибегали к помощи быков в возделывании полей. Бог плодородия и урожая, по имени Птах, как это нетрудно предположить, изображался с головой Быка. При храме этого бога, всегда жил бык, которого называли Апис, как живое воплощение этого божества на земле. Но такой чести мог удостоиться далеко не любой бык. Для того, чтобы стать божественным быком – воплощением бога плодородия и урожая, бык должен был иметь белый треугольник на лбу, на боку пятно в виде полумесяца, на хвосте – двойные полосы, а на шее пятно в виде орла. Всего – 29 признаков. Когда такой священный бык умирал, объявлялся многодневный траур, а также пост, с помощью которого египтяне выражали свою скорбь и почтение. За 60 дней после смерти Аписа, египетские жрецы должны были отыскать нового священного быка.

    Бараны и козлы были почитаемы в Древнем Египте повсеместно. Они, как и быки, олицетворяли плодородие. Особо уважаемым был баран с загнутыми рогами, который давал египтянам шерсть. Убивать таких баранов не разрешалось, а в одежде из шерсти этих животных было запрещено приходить в храм.

    Древние египтяне полагали, что крокодилы воплощают в себе Себека, бога Нила, изображенного в виде человека с головой крокодила. Люди верили, что крокодилы способствуют повышению уровня воды в реке и удобряют землю илом, повышая тем самым ее плодородность.

    Благодаря такому почтению со стороны египтян, популяция крокодилов активно росла. Подобно священному быку, выбирался и священный крокодил, который жил в храме, очень почитался людьми, и становился практически ручным.

    Несмотря на все уважение, крокодилы, тем не менее, считались воплощением зла и врагами бога солнца Ра.

    Жук-Скарабей.

    Эти жуки тоже считались священными. Древние египтяне полагали, что амулеты с изображениями этих жуков защищают их владельцев от злых сил и дают им бессмертие. Этих жуков, высеченных на камне, можно встретить в любой гробнице, а ритуальные амулеты с изображением этого жука, делают и по сей день.

    Птицы.

    Древние египтяне считали птицу ибис символом мудрости, кроме того, ибис носил звание «змееборец» — защитник людей от змей. Бог мудрости Тот изображался обычно с телом человека и головой ибиса. Египтяне полагали, что именно благодаря этому богу появилась на свет литература и письменность в целом. Охота на этих птиц считалась преступлением. Даже если такая птица была убита случайно, виновник подвергался жесточайшему наказанию, иногда даже смертной казни. Вид ибиса, обитавший в древнем Египте, сохранился и по сей день, однако в Египте он встречается, к сожалению, достаточно редко. Этот вид носит название «священный ибис».

    Кроме ибиса, в древнем Египте почитались сокол и коршун. Сокол считался защитником фараонов, а коршун символизировал небо.

    Древние египтяне, будучи мудрыми и высокоразвитыми людьми, отчетливо понимали, что без животных, помогающих им в хозяйстве, их жизнь была бы очень трудной или даже невозможной. А потому, они относились к братьям своим меньшим с должным трепетом и благоговением. Священные животные иногда олицетворяли и зло, но египтяне знали, что, лишь принимая все стороны мира, можно достичь гармонии в жизни.

    В Скандинавии кошка тотемное животное Фреи (светловолосой и голубоглазой богини любви, продолжения рода плодородия и магии). Она разъезжает на колеснице запряжённой кошками, белыми и серыми (предположительно норвежскими лесными кошками). Фрея может помочь проклясть человека, издевающегося над кошками. Жрицы этой богини имели право убить любого убившего или изуродовавшего кошку. У кельтов богине Ceridwen служили белые кошки, помогавшие ей в делах на Земле.

    По мусульманскому преданию, именно прарок Магомет отвёл кошке постоянное место в раю и, погладив три раза по спине, наделил кошачью породу даром падать на четыре лапы. В связи с этим преданием на арабском Востоке Магомета стали называть «отцом кошек». Аналогично к кошкам относились и турки. По сей день, мусульмане относятся к кошкам с особым расположением.

    Китайцы верили в способность кошки рассеивать злых духов. Есть у них и другое поверье, связанное с кошками: только что засеянное поле надо обойти с кошкой на руках, а потом окунуть её в воду. Тогда и посевы взойдут, и урожай будет хорошим. Кошки символ энергии ИНЬ в Китае. Кошки в Японии — священные животные, безумно любимые народом. Японцы отмечают общенациональный праздник — День кошек, в этот день ласковые мурки всех пород и расцветок заполняют центр Токио. Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».

    В Индии кошки олицитворяют тайну, священные животные в Персии, символ беременной женщины у разных народов и т.д. и т.п. В Таиланде же бытует суеверие: чтобы брак был счастливым и плодовитым, в первую брачную ночь в спальню запускают кота, и котище должен быть большим, матёрым и усатым.

    Английская художница Гэйл Питт известна не только у себя на родине, а также более чем в сорока странах, где она побывала, собирая материалы для своих работ. Ее потрясающие картины украшают коробочки с конфетами и печеньем, скатерти, панно, паззлы и другие предметы, выпускаемые американскими и европейскими компаниями. Гэйл обожает рисовать кукольные домики, пляжи, сады, птиц, воздушные шарики и домашних животных. Богатый опыт путешествий позволил художнице воплотить интересный проект – кошки разных народов, в котором отчетливо видны изобретательность автора и ее восхищение чудесами природы и миром созданных человеком артефактов.

    Кошек и по сей день окружает ореол таинственности, очень часто считается, что колдуны держат кошек для своих целей. Существовало твёрдое убеждение, что ведьмы умеют превращаться в кошек, поэтому иногда даже случались суды над ведьмами, «находящимися в облике кошек». Во времена инквизиции в Европе существовала порода полностью чёрных кошек (включая подшерсток), инквизиция истребила их полностью, сжигая на кострах, пробуя новые пытки, ожидая, что животные сознаются в колдовстве, даже устраивали суды.

    В разных странах с кошками связано множество противоречивых примет. Например, в Британии и Австралии считается, что чёрные кошки приносят счастье, в некоторых провинциях этих стран полагают, что белые — к несчастью. Во многих странах Европы и США, наоборот, чёрная кошка предвещает несчастье, а в России защищает дом от воров. В Англии приносят счастье своим хозяевам черепаховые кошки, а в России — голубые. Говорят, что, если кошка чихала около невесты в день её свадьбы, то замужество будет счастливым.

    В некоторых странах считается, что кошка, испугавшаяся встречного человека и убежавшая или просто развернувшаяся в противоположную от своего первоначального направления сторону, предвещает этому человеку неудачу. В старые времена у моряков бытовало поверье, что чёрная кошка, поселившаяся на корабле, является очень счастливым знаком. Выгнать кошку было равносильно тому, что выгнать счастье. Особенно удачливы были корабли, на которых жила полностью чёрная кошка, без белых отметин. При этом в море избегали произносить слово «кошка» — это могло накликать беду! Упавшая за борт кошка означала немедленное приближение шторма. Моряки не могли даже подумать оставить кошку на тонущем корабле, до последней возможности стараясь спасти её при кораблекрушении.

    С помощью кошек можно попытаться предсказать погоду, вот некоторые приметы:

    Если кошка чихнула — это к дождю. Если чихнула трижды — бойся простудиться. Если кошка носится по дому, запрыгивает на все подряд и царапает — к сильному ветру, когда кошка успокаивается, значит, буря скоро затихнет.

    Если кошка тщательно моет уши — к дождю. В Древнем Риме говорили: «Если кошка моет за ушами, значит, чувствует, что в небе появляются дырки». Говорили, вероятно, на чистой латыни.

    Кошка, сидящая спиной к очагу — к морозу. Если кошка пытается вырваться из дома ночью, при этом, громко мяукая — возможно, плохая погода продлится несколько дней.

    В апреле 2020 Монархическая партия России провозгласила российским императором Николая Кирилловича Лейнингена-Романова.

    Основатель Монархической партии ранее предпринимал попытки восстановить российскую монархию на Островах Кука в Полинезии, а также в Черногории. Они не привели к успеху, а вот власти Кирибати всерьез рассматривают его предложение, пишет британское издание Telegraph.

    51-летний Баков родился в Свердловске в семье инженеров. Будучи студентом Уральского государственного технического университета, он основал свои первые туристические фирмы, которые затем были преобразованы в компанию «Ист Лайн», ставшую оператором московского аэропорта Домодедово. В 1994 году Баков продал свою компанию бизнесмену Дмитрию Каменщику.

    Правообладатель иллюстрации RIA NOVOSTI Image caption Антон Баков выписал паспорт Российской империи бежавшему из США Эдварду Сноудену

    Как отмечает бывший член федерального политсовета СПС Леонид Гозман, Баков уже давно вынашивает идею воссоздания Российской империи.

    Как отметил в интервью Radio New Zealand бывший член парламента соседнего с Кирибати островного государства Тонга Ситивени Халапуа, замысел Бакова выглядит странно.

    «Я понимаю, что правительство Кирибати пытается сделать все для привлечения максимальных ресурсов для решения своих проблем, включая изменение климата. Однако нужно помнить: иногда вы думаете, что что-то станет решением всех ваших проблем, но на самом деле это лишь усугубляет ваши проблемы», — отметил Халапуа.

    В то же время бывший президент Кирибати Тебуроро Тито поддержал планы российского бизнесмена и его единомышленников.

    «Если то, что они говорят, — правда, то я бы хотел, чтобы это осуществилось. Если они смогут сделать это, и при этом нам не нужно будет ничего платить, а лишь предоставить землю, то я пока не вижу никаких проблем», — цитирует Тито Telegraph.

    «Возможно, он просто романтик и ему хочется сделать что-то красивое. Но это больше похоже на какую-то шутку или гримасу. Можно придумать разные проекты для развития туризма, но это не имеет никакого отношения к тому вопросу, которым задавался еще Солженицын: как нам обустроить Россию», — сказал Щербачев в беседе с Русской службой Би-би-си.

    Сам Баков был недоступен для комментариев. По информации новозеландских СМИ, сейчас он находится в Кирибати. В Монархической партии России также не комментируют его тихоокеанский проект.

    Островное государство Кирибати расположено в южной части Тихого океана, в Микронезии и Полинезии. Территория страны состоит из 33 небольших атоллов, двадцать из которых необитаемы. Республика Кирибати была провозглашена в июле 1979 года, ранее входящие в нее острова были колонией Великобритании. Согласно переписи населения 2010 года, население страны составляет около 103,5 тысяч человек.

    Правообладатель иллюстрации GETTY IMAGES Image caption Житали Кирибати часто страдают от мощных тропических циклонов

    В последние годы из-за постоянного повышения уровня мирового океана некоторые атоллы Кирибати начали исчезать под поверхностью воды. Ученые опасаются, что уже через несколько десятилетий подобная участь может ожидать все острова, входящие в состав страны. Кроме того, с каждым годом население Кирибати все острее сталкивается с проблемой нехватки питьевой воды.

    В 2012 году президент страны Аноте Тонг сообщил о начале переговоров с правительством Фиджи о приобретении земли на острове Вануа-Леву — втором по величине в архипелаге.

    Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

    Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

    Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

    После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

    Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

    Что можно есть на Крещение Господне

    Крещение Господне — история праздника

    Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

    Иконография Крещения Господня

    На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

    С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

    Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

    Тропарь Крещения Господня

    глас 1-й

    Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

    Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

    Величание Крещения Господня

    Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

    Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

    В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

    Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

    Народные традиции Крещения Господня

    Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

    На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

    На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

    В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

    Крещенские морозы

    Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

    Купание в проруби (иордани) на Крещение

    Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

    Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

    Убаюкала вьюга седая
    Дикой песнею лес опустелый,
    И заснул он, засыпанный вьюгой,
    Весь сквозной, неподвижный и белый.

    Тишина, – даже ветка не хрустнет!
    А, быть может, за этим оврагом
    Пробирается волк по сугробам
    Осторожным и вкрадчивым шагом.

    Тишина, – а, быть может, он близко…
    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,
    На следы и кусты вдоль дороги.

    В дальних чащах, где ветви как тени
    В лунном свете узоры сплетают,
    Все мне чудится что-то живое,
    Все как будто зверьки пробегают.

    Огонек из лесной караулки
    Осторожно и робко мерцает,
    Точно он притаился под лесом
    И чего-то в тиши поджидает.

    Бриллиантом лучистым и ярким,
    То зеленым, то синим играя,
    На востоке, у трона Господня,
    Тихо блещет звезда, как живая.

    А над лесом все выше и выше
    Всходит месяц, – и в дивном покое
    Замирает морозная полночь
    И хрустальное царство лесное!

    19 января 1973 г.

    Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

    И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

    Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

    Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

    Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

    Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

    И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

    Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

    Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

    В Древнем Риме кошка символизировала свободу и независимость, всегда сопровождала богиню свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Греки считали, что богиня Диана часто принимает облик кошки. Поэтому кошки находились под особой защитой.

    Столетиями люди приписывали кошкам магические способности и связывали с богами, ведьмами и колдовством. У разных народов существуют легенды о кошках и их волшебных способностях. В некоторых религиях, кошки считаются священными животными. Испокон веков считалось, что чёрные кошки наделены особыми магическими способностями. Но многие народы видят в чёрных кошках вестников удачи. В Америке чёрный кот тоже предвещает удачу. Американцы верят, что если приютить бродячего чёрного кота, он обязательно принесёт вам счастье.

    В Йоркшире считалось, что если на берегу у жены живёт чёрная кошка, то мужу в море ничего не угрожает. Это иногда даже приводило к воровству кошек. Способность кошек предчувствовать опасность уже давно никого не удивляет. В городах и деревнях на склонах Везувия на восточном берегу Неаполитанского залива нет семьи, где бы не жили кошки. За долгие века жизнь научила людей, дома которых построены на склонах действующего вулкана, полагаться на чутьё пушистых любимцев больше, чем на прогнозы ученых. В годы второй мировой войны кошки нередко спасали своих хозяев. Эта способность кошек оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: «Мы тоже служим родине». Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней.

    Кошка, роющаяся и катающаяся по земле и, вообще, находящаяся в игривом настроении — это верный признак, что приближается ливень. Если кошка беспокоится, мечется с места на место — приближается ураган.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Власти Кирибати — островного государства в Океании — рассматривают предложение лидера Монархической партии России Антона Бакова о создании «альтернативной России» на трех необитаемых островах.

    Баков — предприниматель из Екатеринбурга, занимающийся политикой. Его супруга Марина Бакова рассказала новозеландской радиостанции Radio New Zealand, что ее муж планирует воссоздать империю Романовых в Тихом океане.

    Как сообщает Radio New Zealand, Баков намерен инвестировать в экономику Кирибати 350 млн долларов для реализации своего проекта и создания тематического туристического кластера на островах.

    Антон Баков — из бизнесменов в монархисты

    В том же году Баков начал свою политическую карьеру, став депутатом Свердловской областной думы. В 2003 году он был избран депутатом Госдумы от «Партии Возрождения России». После этого Баков перешел в партию «Союз правых сил» и руководил избирательными кампаниями СПС в 2004-2007 годах.

    В 2011 году Баков объявляет о возрождении Российской империи и проводит выборы в первый состав Государственного совета, а через год становится председателем Монархической партии России. В своих интервью Баков не раз утверждал, что всерьез надеется на восстановление монархического строя в России. В июле 2013 года он сообщил, что выписал паспорт Российской империи бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену.

    «Мы с ним неоднократно обсуждали эту тему. Я не разделяю его идею, тут наши позиции расходятся, но я знаю, что он давно и всерьез этим занимается и вполне верит во все это», — сказал Гозман Русской службе Би-би-си.

    «Империя туризма»

    По мнению предводителя Российского дворянского собрания Олега Щербачева, замысел Бакова далек от реальности и выглядит фантастично.

    Тонущая страна

    Власти островного государства также надеются, что многие жители смогут переселиться в другие страны Тихоокеанского региона, в том числе в Австралию и Новую Зеландию.

    Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

    Когда празднуется Крещение Господне

    Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
    Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

    События Крещения Господня

    Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

    В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

    Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

    Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

    В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

    Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

    Особенности богослужения Крещения Господня

    Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

    Молитвы Крещения Господня

    Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

    Кондак Крещения Господня

    глас 4-й

    Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

    Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

    Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

    Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

    В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

    В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

    И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

    Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

    В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

    Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

    «Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

    Святая Крещенская вода

    Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

    По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

    Когда набирать крещенскую воду?

    Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

    Вся ли вода на Крещение святая?

    Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

    Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением.

    На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

    Крещенский сочельник

    Сочиво

    Для приготовления сочива вам понадобится:

    — пшеница (зерно) – 200 г
    — очищенные орехи – 30 г
    — мак – 150 г
    — изюм – 50 г
    — фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
    — ванильный сахар – по вкусу
    — мед и сахар – по вкусу
    — сливки – 1/2 стакана.

    Стихотворение о Крещении

    Крещенская ночь
    Темный ельник снегами, как мехом,
    Опушили седые морозы,
    В блестках инея, точно в алмазах,
    Задремали, склонившись березы.

    Неподвижно застыли их ветки,
    А меж ними на снежное лоно,
    Точно сквозь серебро кружевное,
    Полный месяц глядит с небосклона.

    Высоко он поднялся над лесом,
    В ярком свете своем цепенея,
    И причудливо стелются тени,
    На снегу под ветвями чернея.

    Замело чаши леса метелью, —
    Только вьются следы и дорожки,
    Убегая меж сосен и елок,
    Меж березок до ветхой сторожки.

    Спят таинственно стройные чащи,
    Спят, одетые снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги,
    Где когда-то шумели потоки.

    Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

    Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

    Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

    Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

    19 января 1979 г.

    С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

    Читайте так же:

    • Клички для кошек сиамских Общительная и непредсказуемая, своенравная, но верная, «лунный бриллиант» Таиланда, как прозвали ее местные жители – все это о ней, сиамской кошке. История сиамских кошек начинается более 600 лет назад – по […]
    • Донской сфинкс вес по месяцам Многим владельцам очень нравится, когда их питомец полнеет. Он кажется забавным на первый взгляд. На самом деле ожирение это страшнейший враг. Животное становится неактивным, происходит сильнейшая нагрузка на […]
    • Шотландская вислоухая рост Шотландские коты — одни из самых популярных среди пород домашних животных. Их выбирают из-за знаменитой формы ушей, красивого окраса и покладистого характера. Чтобы котенок рос здоровым, необходимо следить за […]
    • Русский макияж для голубых глаз Если верить статистике, то счастливые обладательницы глаз цвета неба встречаются намного реже, нежели красавицы с карими или зелеными глазами. Считается, что голубые глаза – это щедрый подарок самой природы. […]
    • Котята бирманские кошки Главная Вопросы и ответы Кошки Породы кошек Бирманская кошка, или священная бирма Священная бирма – редкая на территории России порода кошек, впрочем, это не значит, что покупать ее придется за границей. […]
    • Шотландская вислоухая кошка хочет кота Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти. Т.к. тема является архивной. Объявления на НН.РУ - Дом Профессиональная установка и ремонт антенн от опытного мастера. Настройка любых спутниковых и эфирных антенн, в […]