Почему говорят у кошки 9 жизней

Поразительно, но истины, и даже очень глубокие, можно найти в самых неожиданных местах, в самых обычных вещах, в самых невероятных поверьях. Не верите? Так давайте найдем десять истин в известном поверье, что у кошки девять жизней, чтобы ваша душа насытилась и не искала истины даже ночью.

Конечно, это поверье всего лишь метафора. Но как не поверить в него, если киска по имени Сабрина, свалившись с 32-го этажа Нью-Йоркского небоскреба на бетонный тротуар, не только осталась жива, но и отделалась всего лишь выбитым зубом и слегка пораненной грудью [2].

Окажись на месте котенка Сабрины популярная певица Сабрина, или кто другой из людей, не сносить бы бедняжке головы. Чем не истина.

Дело в том, что люди и кошки падают по-разному, как показано на рисунке:

У кошки исключительно эффективный вестибулярный аппарат, что позволяет ей быстро ориентироваться в пространстве при падении. Кошка, изогнувшись, очень быстро оказывается лапами вниз в самом начале падения. В результате удар распределяется на все четыре лапы. Взрослые люди, если они не акробаты, при падении кувыркаются беспорядочно и чаще всего приземляются на ноги и менее часто — на голову. Дети падают головой вниз, так как у них голова относительно большая, что смещает центр тяжести тела. При этом они инстинктивно вытягивают руки. Поэтому характерные травмы у упавших с высоты людей и кошек разные. Люди чаще ломают ноги (взрослые) или руки (дети), а также разбивают черепа. Тогда как кошки с равной вероятностью ломают все свой четыре лапы [2], [3].

Если человек падает с 9-го этажа, у него меньше шансов выжить, чем если бы он упал с 4-го.

Как ни странно, у кошек все наоборот. Статистический материал, собранный Нью-Йоркскими ветеринарами показывает, что погибли только 5 процентов кошек, упавших с высоты 7-32-го этажа, в то время как 10 процентов — при падении с высоты 2-6-го этажа. Вот истина достойная удивления. Графически она показана ниже (смертность людей и кошек при падении с разных высот):

Существование предельной скорости падения объясняет этот удивительный феномен [2], [3].

При падении скорость тела не растет все время, а стремится к некоторому предельному значению.

Это легко понять: сопротивление воздуха увеличивается со скоростью, и в конце концов уравновешивает силу тяжести. С этого момента скорость тела перестает расти, если форма тела не меняется.

Сопротивление воздуха тем больше, чем больше поперечное сечение тела. А сила тяжести определяется массой тела. Отношение поперечного сечения к массе у кошек больше, чем у людей. Поэтому предельная скорость падения у кошки (около 100 км/ч) примерно два раза меньше, чем у людей, и, соответственно, у нее больше шансов выжить. Но это еще не все.

Вполне вероятно, что форма кошки до достижения предельной скорости и после ее достижения разные.

Пока кошка чувствует ускорение падения, она инстинктивно напрягается, выгибает спину и вытягивает лапы вниз. Упав в этой позе, кошка может сломать лапы. Хотя опять-таки у нее меньше шансов это сделать, чем у нетренированных людей после парашютного прыжка. Дело в том, что кошка падает на согнутые лапы, смягчая удар при падении. У человека такого инстинкта нет. Только длительные тренировки, такие как у парашютистов или у гимнастов, могут его научить приземлятся на согнутые ноги, подобно кошке. После достижения предельной скорости ускорение пропадает, кошка инстинктивно расслабляется и принимает форму белки-летяги, раскинув лапы горизонтально. Это увеличивает поперечное сечение и уменьшает предельную скорость падения. Кроме того в такой позе у кошки меньше шансов сломать лапы при ударе о землю, так как сила удара распределяется на всю площадь и диссипируется через мягкие ткани. Интересно, что лапы были сломаны у большинства кошек, свалившихся с 7-8-го этажа, и лишь у каждой тринадцатой из упавших с девятого этажа и выше [2].

Теперь вернемся к удивительной способности кошек менять ориентацию своего тела во время падения. Это роднит их с бароном Мюнхаузеном, который сам вытащил себя из болота, схватившись за свои волосы.

Но, в отличие от барона Мюнхаузена, кошки при этом не нарушают законов физики. Наоборот, они умело этими законами пользуются.

Чтобы понять это, присмотримся пристальнее к падающим кошкам на рисунках внизу:

Кошка в первую очередь бросает злобный взгляд на экспериментатора, который в доску ее замучил.

Потом резко поворачивает переднюю часть тела вниз. Согласно закону сохранения момента импульса, задняя часть тела при этом поворачивается в противоположную сторону. Но кошка прижимает передние лапы и вытягивает задние, а также оперирует хвостом, если он у нее есть (некоторые эксперименты с котом без хвоста показали, что наличие хвоста в этом деле не принципиально [4]). Цель этих манипуляций состоит в том, чтобы уменьшить момент инерции передней части тела и увеличить момент инерции задней части. Момент импульса равен произведению момента инерции на угловую скорость, поэтому несмотря на то, что момент импульса передней части тела в точности равен моменту импульса задней части, у передней части угловая скорость будет больше и, следовательно, в результате она повернется больше, чем повернется задняя часть тела в обратную сторону. После этого кошка повторяет трюк в обратном направлении. Только на сей раз прижимает задние лапы и вытягивает передние. Вследствие чего угол поворота задней части тела на этот раз будет больше, чем передней части. В итоге, когда оба этапа завершены, кошка восстанавливает свою форму и оказывается повернутой на нужный угол [5],[6].

Эта нехитрая наука изменения ориентации тела в пространстве с помощью изменения формы была понятна людям уже лет сто назад [7].

А кошкам, надо полагать, это было известно с незапамятных времен. Но, оказывается, несравненно глубокие истины ждали своего часа и вдумчивого наблюдателя за полетом падающей кошки, который задался бы вопросом: каким образом кошка должна менять свою форму, чтобы проделать свой поворот наиболее экономным образом (а вы можете не сомневаться, что она делает это именно так)?

Оказывается, для этого кошка должна решить почти такое же уравнение, которое описывает движение кварков в цветовом поле! [8],[9].

Каждая разновидность, или аромат кварков (а их всего шесть, по крайнее мере известных на сегодняшний день) может находиться в трех разных состояниях. Физики эти состояния условно называют цветом. Скажем, кварк может быть красным, зеленым или синим. Причем все эти цвета совершенно равноправны. И то, что определенные состояния кварка мы назвали красным, зеленым и синим,- это всего лишь условное соглашение. Любые другие три линейно независимые комбинации из этих состояний мы с таким же успехом могли бы назвать красным, зеленым и синим. Причем наше соглашение о том, что мы называем красным, зеленым и синим, может меняться от точки к точке в пространстве-времени. Физика от этого соглашения не должна зависеть, так как это всего лишь условность. Математически переход от одного соглашения (базиса) к другому задается комплексной унитарной матрицей три на три. Множество таких матриц составляет так называемую SU(3) неабелеву группу (если вам эти слова не понятны, а вы тем не менее хотите знать, как устроена природа, нет другого пути, кроме изучения математики, прислушиваясь к Дираку: «Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Почему природа устроена именно так? На это можно ответить только одно: согласно нашим современным знаниям, природа устроена именно так, а не иначе. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня» [10]). Но «кинетическая» энергия кварков содержит производные по пространственно-временным координатам, и, если матрицы перехода от одного базиса к другому зависят от этих координат, при изменении наших соглашений возникнут дополнительные члены, содержащие производные этих матриц. Чтобы эти члены исчезли (ведь реальность не может зависеть от наших соглашений) надо обычные производные заменить на ковариантные производные, которые содержат компенсирующие калибровочные поля (глюоны в случае кварков). Все это является обобщением принципа минимального взаимодействия классической электродинамики и, вкупе с квантовыми представлениями, приводит к квантовой хромодинамике — современной теорий сильных взаимодействий.

В случае падающей кошки, роль пространства-времени в вышеописанной конструкции играет многообразие всевозможных форм кошки в ее системе центра масс. Чтобы сравнить ориентацию разных форм кошки, надо с каждой формой жестко связать оси координат. Но это можно сделать бесконечно многими способами, так как любой поворот системы осей тоже дает допустимую реперную конфигурацию. Физика (угол поворота кошки при последовательном изменении ее формы) не должна зависеть от произвольных соглашений о том, как прикрепить реперные оси к каждой форме. Поэтому опять появляются калибровочные поля, и возникает задача, математически подобная хромодинамической проблеме описания движения кварков во внешнем цветовом поле. Только на этот раз калибровочной группой является не SU(3), а SO(3) — группа трехмерных поворотов. Эта последняя, кстати, тоже неабелева группа, и чудесным образом падающая кошка оказывается связанной с теорией полей Янга-Миллса — одной из основных несущих конструкций Стандартной Модели элементарных частиц.

Кошки не единственные существа, «знающие» теорию калибровочных полей. Как ни странно, эта наука очень важна для микроорганизмов.

Например, движение сперматозоидов тоже можно описать с помощью калибровочных потенциалов, и, следовательно, без этой, казалось бы, весьма абстрактной математической теории нам с вами не появиться на белом свете.

Дело в том, что движение микроорганизмов происходит при очень маленьких числах Рейнольдса. Число Рейнольдса показывает относительную важность сил инерции и сил вязкости при движении в газе или в жидкости. Когда человек движется через воздух, число Рейнольдса больше миллиона. При плавании в воде оно уменьшается до десяти тысяч. Все равно это очень много, чтобы составить интуитивное понимание того, что происходит в мире микроорганизмов, где число Рейнольдса много меньше единицы. Следующий пример даст более образное понимание этого. Чтобы человек плавал при тех же числах Рейнольдса, как, скажем, его собственный сперматозоид, надо его поместить в густое болото и запретить двигать любой частью своего тела со скоростью больше, чем один сантиметр в минуту [11].

При очень малых числах Рейнольдса силы вязкости преобладают, и инерцией можно пренебречь. Тогда в этом странном мире плавающих микроорганизмов реализуется вариант механики Аристотеля: тело перестает двигаться, как только перестают толкать его. С пренебрежением инерцией проблема движения становится по существу чисто геометрической проблемой. Величины перемещения и поворота вследствие последовательности изменений формы не зависят от того, насколько быстро эти изменения происходили, а зависят только от их геометрии, и опять подходящим математическим языком для описания такой ситуации оказывается теория калибровочных полей [8].

«Непостижимая эффективность математики в естественных науках . это чудесный дар, который мы не понимаем и которого не заслуживаем» [12].

Эти слова Вигнера невольно вспоминаешь, видя, как переплелись между собой с помощью математики падающая кошка, кварки и плавающие инфузории. Вот еще один пример такого же рода. У пчел есть весьма сложный символьный язык танца с помощью которого пчела сообщает своим сородичам расстояние и направление до источника пищи [13]. Существование такого языка у пчел — факт сам по себе таинственный и достойный восхищения. Но вот математик Барбара Щипман (Barbara Shipman) заметила [14] в фигурах этого танца проявления шестимерного флагового многообразия, эзотерической математической конструкции, которую используют физики при изучении квантовой хромодинамики. И то не все, а только математически очень продвинутые.

Что это, случайное совпадение или очередное проявление «непостижимой эффективности математики» — пока неизвестно.

Но вернемся к падающей кошке. Несмотря на совершенство кошачьей акробатики, различные повреждения все равно вероятны при падении с большой высоты. Поэтому можно предположить, что эволюция выработала у кошек некий механизм исцеления.

Как ни странно, ученые подозревают, что мурлыканье кошки и есть этот самый механизм [15],[16]!

Возможно, низкочастотные вибрации той частоты и той интенсивности, которую создают кошки при мурлыкании, обладают терапевтическим эффектом [16].

Но это уже одиннадцатая истина, тогда как для спокойного сна требовалось всего лишь десять. Но грядут и другие дни, и ваша душа снова станет искать истины, например каков молекулярный механизм эволюции, которая наделила кошек столь совершенными свойствами [17]. Ибо «все давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять все сначала» [18].

К этой ответственной теме я подходил с большой осторожностью. Ведь в рейтинге домашних любимцев кошка давно делит первое место с собакой. Есть даже целая категория людей — кошатников и кошатниц, которые могут без устали рассказывать о курьёзных случаях из жизни своих домашних питомцев.

Например, один мой знакомый поведал о кошке, которая научилась взбираться по обшивке двери и давить лапкой на дверной звонок. Представляете удивление гостей, когда хозяева в ответ на зуммер говорят: «А! Это, наверное, наша Мурка пришла!»

Впрочем, я и сам могу рассказать массу интересных историй. Например, о толерантном коте, который делил будку вместе с собакой. Или о кошке, которая привыкла пить молоко из чашки, окуная туда лапку и облизывая. Или о котёнке, который каким-то чудом пробрался в крольчатник и присосался к крольчихе вместе с её детёнышами (а мы-то думали — что это за крольчонок такой, с длинным хвостом?).

Мы так давно сосуществуем с котами, что даже в этих — скрытных и независимых — животных способны рассмотреть неповторимые индивидуальности. И тем не менее общих черт у представителей кошачьих гораздо больше, чем различий. Ещё Альфред Брэм замечал, что трудно найти другое семейство, где форма столь постоянна. Наблюдая за леопардом или тигром, мы легко найдём в их облике и поведении знакомые черты нашей Мурки.

Леонардо да Винчи, оставивший немало зарисовок кошек, восхищённо писал: «Даже самое маленькое из кошачьих — шедевр». С ним полностью согласны зоологи, которые считают это семейство самым высокоспециализированным в отряде хищных. Наброски Леонардо да Винчи
Фото: elika.blog.bg

Виктор Гюго «Отверженные»:
— Что такое кошка? — воскликнул он. — Это поправка. Господь бог, сотворив мышь, сказал: «Стой-ка, я сделал глупость». И сотворил кошку. Кошка — это исправленная опечатка мыши. Мышь, потом кошка — это проверенный и исправленный пробный оттиск творения.

Первое, что восхищает в кошачьих — это врождённое изящество, грациозность, ловкость. Анатомия кошек идеально «заточена» под их охотничий стиль. В отличие от тех же псовых, представители семейства кошачьих не рассчитаны на долгое преследование добычи. Даже гепард — это выдающийся спринтер, а вовсе не марафонец, он быстро выдыхается и устаёт.

Стиль кошки — осторожное скрадывание или выжидание в засаде. В этом состоянии хищница напоминает сжатую до предела пружину. Как только наступает подходящий момент, пружина разворачивается и кошка стремительно бросается на опешившую жертву. Цель хищницы — настигнуть добычу в один (максимум — три) прыжка и крепко схватить. Помощи ждать неоткуда — все кошачьи (за исключением львов), как правило, охотятся в одиночку.

Что же помогает кошке быть удачливым «ниндзей»?

Во-первых, органы чувств, из которых лучше всего развиты слух и зрение. Обоняние развито слабее, ведь кошке не нужно выслеживать добычу по следу. А вот слышать малейший шорох (особенно в темноте) — качество необходимое. Кошка может сидеть аки неподвижный сфинкс, но её уши при этом будут поворачиваться подобно локаторам (недаром ими управляют аж 30 мышц!). Она способна слышать звуки частотой до 60 кГц, в то время как у человека высший порог слышимости — 20 кГц. Отдельные люди любят приписывать кошкам «экстрасенсорные» способности, хотя речь здесь идёт просто о сильно развитом слухе.

Ориентироваться в темноте кошке помогают и длинные вибрисы на морде, и, конечно же, острое зрение. Разумеется, в полной тьме она видеть не в состоянии — тепловые лучи, как гремучая змея, кошка не улавливает. Зато кошачьи глаза очень чувствительны даже к слабому источнику света.

Глазные яблоки кошек довольно крупные, а в их сетчатке содержится большое количество палочек — фоторецепторов, чувствительных как раз к слабому освещению (по этому показателю кошка превосходит человека в 25 раз). Вдобавок за кошачьей сетчаткой располагается специфическая область тапетум, способная отражать свет и как бы второй раз пропускать его сквозь сетчатку (тем самым повышая остроту зрения). Именно поэтому глаза кошки обладают жутковатой особенностью светиться в сумерках зеленоватым светом.

Анекдот:
— Слушай, а чего это танкисты кошку на броне возят?
— Да они прибор ночного видения пропили!

Цвета кошка различает, но плохо — её цветовая гамма весьма ограничена, зато в сером диапазоне кошка способна различать до 25 оттенков. К тому же эта хищница достаточно близорука — брошенный под нос кусок колбасы находит далеко не сразу.

Яркий свет кошка недолюбливает, но при этом одинаково хорошо видит как днём, так и ночью. Регулировать поток света помогают зрачки, способные сужаться в узкую щёлочку на солнце и расширяться в темноте. Все эти особенности придают взгляду кошек глубину и таинственность. Фото: Tom Harpel; commons.wikimedia.org

Шарль Бодлер:
…Покоятся они в задумчивой гордыне,
Как сфинксы древние среди немой пустыни,
Застывшие в мечтах, которым нет конца;

Их мощная спина магически искрится,
И звездной россыпью, тончайшей, как пыльца,
Таинственно блестят их мудрые зеницы.

Константин Бальмонт:
В ее зрачках непознанная чара,
В них фосфор и круги нездешних сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленен трагический Бодлер…

Предохранять и смачивать глаз помогает т.н. «третье веко» — специальная плёнка, которую легко заметить у только что проснувшегося кота.

Зрение у кошки бинокулярное, глаза расположены близко, что помогает хищнице точно нацелиться на жертву. Вдобавок кошачья морда укорочена, и это придаёт ей приятную для нас схожесть с человеческим лицом. Из-за короткой морды число зубов у кошачьих меньше, чем у прочих хищников — всего 28?30. Несмотря на это, разинутая пасть неожиданно оказывается не столь малой, как можно подумать. Широко раскрываться ей помогает специальная чёрная складка в углу рта, способная растягиваться.

Хотя клыки в пасти и внушительные, основное оружие кошки — когти. Они напоминают выкидные стилеты и большую часть времени спрятаны в мягких подушечках пальцев, ведь при скрадывании добычи главное — бесшумность. В общем, всё, как в детской загадке: «Мягкие лапки, а в лапках царапки». Лишь у двух видов кошачьих — гепарда и суматранской кошки — когти такие же невтяжные, как у собак. Благодаря острым загнутым когтям, большинство представителей семейства — превосходные древолазы. «Мягкие лапки, а в лапках царапки»
Фото: Howcheng; commons.wikimedia.org

Ещё один важный охотничий бонус — это кошачий позвоночник. Именно его потрясающая гибкость придаёт кошке грациозность, ловкость и стремительность в прыжке. Есть у кошачьего позвоночника и другие достоинства. Все прекрасно знают, что при падении из любого положения кошка способна искусно извернуться и приземлиться на лапы.

Собственно, эта способность лежит в основе представления о чрезвычайной живучести кошек. Скан из книги Н. Тинбергена «Поведение животных». М.: Мир. 1978

Помните выражение «У кошки девять жизней»? Откуда оно взялось, толком неясно. Некоторые связывают его со старым поверьем, согласно которому ведьма может обратиться в кошку лишь девять раз (эта «фишка» была, например, использована в сериале «Ведьмы Ист-Энда»). А может, всё дело просто в «магии» самого числа (ведь девятка — это троица троиц).

Несмотря на это, слухи о живучести кошек изрядно преувеличены. Каждый, кто держал кошек (особенно в частном дворе), прекрасно знает, что и одна-то полноценная жизнь для них — редкая удача. Из дюжины живших у меня мурлык до старости дожило лишь трое — все, как один, самки. Накопленный годами опыт помог протянуть им до 16?18 лет. Остальные так и не преодолели 10-летний барьер — гибли от собак, болезней, отравы, колёс машин и рук малолетних отморозков.

То же относится и к падениям с высоты. Конечно, здесь шансов выжить у кошки куда больше, чем у человека, но, как правило, они всё-таки разбиваются или калечатся (да и на лапы приземляются далеко не всегда). Самым удачливым считается кот Олив из Торонто, который сорвался с 16 этажа и остался жив, отделавшись лишь переломами двух лап.

Кошки – животные, которых окружает тьма-тьмущая мифов.

Один из них гласит об их невероятной живучести. Только кошка может, упав, не только не разбиться, а ещё и гордо уйти с поднятым хвостом. Поговаривают, у них девять жизней. Очередное поверье или всё же в этом что-то есть?

С точки зрения науки легенда о 9 кошачьих жизнях имеет логичное объяснение.

Цифра девять почиталась древними египтянами в качестве священной. Не удивительно, что древние почитатели кошек наградили своих любимиц именно девятью жизнями. Что касается изумительной живучести кошек, она подтверждается законами физики, и опирается на анатомические и биологические факты.

Американские ученые занимались исследованиями в этой сфере. В жаркое время среди кошек в мегаполисах растёт число несчастных случаев. Из 132 кисок, которые выпали из окон небоскрёбов выше 30 этажа, 115 животных более-менее удачно пережили происшествие.

При этом, чем этаж был выше, тем меньшее потрясение получила кошка. Получившие небольшие травмы костей просто приземлились в не очень удачном месте. А шок, опасный для жизни заработали всего 17 кошек. В чём кроется причина таких чудес?

Вестибулярный аппарат кошки уникален. Он позволяет ей повернуть лапки к земле, обернувшись вокруг своей оси.

Чем земля ближе, тем скорость падения больше.

Кошка выгибает спинку и растопыривает лапы, отчего её тело становится аналогом парашюта.

Подобное торможение уменьшает ударную силу. Чем больше высота падения, тем больше времени на принятие такой позы.

Содержание домашних питомцев не только приятно, но и полезно, что подтверждено наукой. Жертвам радикулита и артрита прекрасно помогает «компресс» из любимого кота, устроившегося на больном месте, а сердечникам становится легче, если каждый день выгуливать пса на свежем воздухе. Владельцы собак и кошек относятся друг к другу почти так же, как сами собаки и кошки, погрязнув в риторических спорах на тему «Кто лучше». Не последним аргументом в этих дискуссиях являются целебные свойства домашних любимцев.

Кошки неофициально признаны едва ли не панацеей: шизофрения, заболевания суставов, депрессии, нервные расстройства, растяжение мышц, невралгия и еще масса диагнозов испаряются под их мурлыканье. Но вот что из себя представляет этот звук, до сих пор никто толком не выяснил. Ветеринары, конечно, расскажут, что мурлыканье возникает при прохождении струи воздуха через сокращающиеся мускулы гортани. Но как этот живой моторчик умудряется работать бесперебойно в течение долгого времени – загадка. И тем более никто не знает, откуда берется уникальный эффект, который мурлыканье способно оказать на слушателей и самого исполнителя.

Исследователи пытались постичь природу мурчания, изучая ситуации, в которых оно возможно, но это не дало результата: коты легко заводят свою песню и в состоянии полного умиротворения, и от удовольствия, и от голода, и даже от боли. Известны случаи, когда кошки мурчат перед смертью или во время кормления котят. Некоторые считают, что мурлыканье – сигнал, подаваемый другим животным и означающий полное миролюбие. Словом, мнений масса, и единственное, чего удалось достичь экспертам, – разграничить типы мурлыканья по поведенческим признакам. Когда источник урчания расслабленно распластался, прикрыл глаза и не шевелит хвостом, он мурлыкает, чтобы выразить удовольствие. А если тело животного напряжено, уши стоят торчком, а усы топорщатся, – значит, кошка мурлычет мантру для собственного успокоения.

Выходит, мурчание не только помогает хозяевам кошек, но и является средством самолечения. Физики установили, что звук «мур-мур» издается в частотном диапазоне от 25 до 150 Гц, а медицина как раз эти частоты использует для заживления переломов и прочих повреждений костной ткани. Получается, что мурлыканье кошки способствует увеличению плотности кости и ускоряет ее заживление. При этом само животное практически не расходует энергию на испускание целебного звука. Более того, звуковые колебания служат чем-то вроде тренажера-массажера для кошачьего тела. Дело в том, что кошачий образ жизни предполагает сон в течение большей части суток, но при этом мышцы животных ничуть не ослабевают. Зоологи предполагают, что функцию фитнеса для любителей поспать играет как раз мурчание.

Космонавтам, которые на некоторых этапах полета практически лишены возможности двигаться, а в невесомости не испытывают нагрузки на кости, и из-за этого снижается прочность тканей, овладение техникой мурчания открыло бы колоссальные перспективы. Однако кошки не собираются делиться с человеком секретами мастерства. Они не только гуляют, но и мурлычут сами по себе.

Глава 3
Систр

Мистический музыкальный инструмент, известный под названием «систр», вызывает большой интерес и с символической точки зрения является важным предметом. На его верхней части помещалась фигура священной кошки, эмблемы Луны, и той великой богини, которая воплощала в себе эту планету. Вероятно, ни один музыкальный инструмент больше не ассоциировался так широко с магическими и религиозными ритуалами, как древний систр. Египтяне, по всей вероятности, посвящали его богине Хатор, египетской Венере. Эта богиня на самом деле была популярной персонификацией Исиды в роли любящей и защищающей от бед матери всего живого и хранительницей душ умерших во время их путешествия в тоскливый подземный мир. Она регулярно отождествлялась с Исидой в надписях великого храма Хатор в Дендера, хотя меньший храм, особо посвященный Исиде, находится по соседству. Нигде больше мы не находим таких почестей, оказываемых священному систру, как в этом святилище Хатор, поэтому ясно, что он имеет особое значение по отношению к этой богине. Не трудно догадаться, что это именно так, поскольку кошка воплощает и иллюстрирует идеал матери.

Древний систр с фигуркой священной кошки.

Предполагается, что форма систра повторяет форму хорошо известного символа жизни, который носит каждое египетское божество. Или, наоборот, в основе анка лежит систр. Плодовитость кошки сочетается с обеими теориями. Вытянутый овал, символизирующий женскую сущность природы, представляет собой матку Божественного провидения, тогда как вертикальная стойка ручки символизирует соответственно мужскую сущность. Кошка – воплощение божественного благословения этого мистического союза плодовитостью и богатством.

Можно сравнить это с описанием и интерпретацией систра у Плутарха. По его словам, он был «округлым сверху», а его «контур соединен четырьмя перемычками, которые дрожат при тряске. На выгнутой части систра часто помещают изображение кошки с человеческим лицом; внизу – четыре меньших перемычки, с одной стороны находится лицо Исиды, с другой – Нефтиды».

Систр – символ мировой гармонии. Головы Исиды и Нефтиды, украшающие ручку, означают рождение и смерть. Четыре дрожащие перемычки внутри округлой рамки представляют собой возмущение четырех элементов внутри планеты, посредством которого все постоянно разрушается и пересоздается, и далее следует, что все существа должны двигаться в строгом порядке, как это делает Луна, чья орбита охватывает все, что есть на земле.

Чтобы подчеркнуть лунный символизм, кошку часто представляли с полумесяцем на голове, и Плутарх не дает нам засомневаться в этом. Он отмечает, что кошка, благодаря «своему разнообразному окрасу, ночной активности и необычным обстоятельствам, связанным с ее плодовитостью», является точной эмблемой Луны.

Что касается последнего замечания, то египтяне утверждали, что кошка рождает сначала одного котенка, затем двоих, после троих и так добавляет по одному, пока не достигнет семи. Поэтому всего она рождает двадцать восемь котят, в соответствии с несколькими степенями света, появляющегося во время смены фаз Луны. Плутарх, который записал это, комментирует, что «хотя такие вещи могут показаться выдумкой, но могут и иметь под собой основание, так как зрачок кошки может изменяться и становиться шире при полной луне и сокращаться и уменьшать яркость при ее убывании».

Жрец и танцовщица с систром.

При игре на систре его держали в правой руке (как на иллюстрации) и трясли. Самая простая его форма видна на втором рисунке. На самом деле это была разновидность погремушки, и обычно считается, что рамку делали из металла с медными или железными перемычками, либо свободными, либо снабженными свободно двигавшимися кольцами. Апулей описывает систр как бронзовую погремушку, состоящую из узкой тарелки, изогнутой как рукоятка меча, через которую проходят струны, издающие громкий пронзительный звук. Он, кажется, предположил, что ими трясли ансамбли из трех человек, создающих некое подобие грубой музыки. Он говорит, что систр иногда был серебряным или даже золотым.

Систр использовался в Египте в качестве военного инструмента для сбора войск (Вергилий, «Энеида»), но это не предполагало его светского использования, так как египтяне жили своей религией и вносили ее в любое действие. В этом случае его, вероятно, считали орудием Хатор или Исиды в их военном аспекте, воплощенном в Сехмет, так как кошка, подобно змее, постоянно напоминала, что крайности сходятся и что Все охватывается Одним. Богиня вдохновляет или разрушает в соответствии с тем, под каким углом вы на нее смотрите. Госпожа Небес и правительница Запада, в ее небесном воплощении, – это Око Ра, солнца, а солнечные божества Шу и Тефнут – ее дети. Но в ее земном обличье она может быть богиней молодости, удовольствия и красоты, как греческая Афродита, богиня любви, или может показать нам лик жестокой и разрушительной Сехмет, чьим двойником была Беллона, богиня войны.

Систры представляются не только египетскими музыкальными инструментами. Их использовали в плясках Севастийских мистерий, чье рождение тонет в туманной мгле древности, хотя и предполагают, что в их основу легли митраические мистерии. Танец символизировал движение планет вокруг Солнца. Говорят, что систр используется и сегодня.

Введение культа Исиды в Италии незадолго до христианской эры познакомило римлян с этим инструментом, и на двух картинах, найденных в Портичи (у подножия Везувия), изображены жрец Исиды и коленопреклоненная женщина, играющая на систре.

Похожий музыкальный инструмент под названием самизен используется в Японии девушками-певицами, его струны делают из кошачьих кишок. Не так давно гейши в Токио выступили в прессе в защиту душ кошек, чьи жизни были безвременно прерваны, чтобы получить материал, ставший неотъемлемой частью этого инструмента. Такая честь и уважение предполагают, что связь кошки с музыкой гейш не случайна, возможно, она порождена той же идеей, которая заставляла помещать кошку на систр Исиды.

Глава 4
Кошка и змея

Кошка и змея – самые распространенные из многочисленных древних символов Египта. В первоначальном виде они, предположительно, отождествлялись с девственницей и драконом. Поскольку кошка являлась устойчивой эмблемой Девы-Матери, то Великая Египетская богиня-мать, воплощенная в различных обликах: Исиды, или Атет, или Мут и т. п., в зависимости от времени и места, постоянно изображалась в виде одного из представителей семейства кошачьих. Атет, как считается, приобрела свой облик после того, как победила и убила змея зла, и миф дал начало египетскому верованию, что кошки обладают властью залечивать укусы ос и других ядовитых существ.

Как и другие Великие матери-богини, Атет, видимо, была, в конце концов, поглощена образом Великой матери Мут, «царицы богов», носящей двойную корону Египта. Ее символом была львица, а это животное, предположительно, было выбрано, поскольку могло указывать на ее верховное положение среди всех остальных божеств.

Индивидуальность Атет была стерта более великим, чем она сама, деянием, когда она убила змея, бывшего в поздней мифологии атрибутом Ра, воплощавшего те свойства солнечного шара, которые дают жизнь. Замечательно, что Ра, как и его предшественник, принимал облик кота, чтобы биться с силами зла. Поле битвы был Другой Мир, так как змей был не только врагом всего живого, но считался и одним из врагов мертвых. Самым выдающимся из всех призрачных змей-антагонистов был чудовищный Ререк, чья обитель была в глубинах тьмы Другого Мира, и даже напротив врат Ра. Он был хозяином славных существ, которые сопровождали его в Царство Дня. У Ререка было множество обличий, его звали многими именами, но самой ужасной из всех его метаморфоз было превращение в Апопа. Этот был бессмертным, поэтому, хотя Ра ежедневно раскалывал его голову надвое, дробил его кости и расчленял тело, а другие боги накладывали на него иные наказания, он всегда возвращался к жизни и продолжал творить свои злые дела.

Ра убивает Апопа. С египетского папируса.

Во время солнечного затмения происходила ужасная битва – титаническая битва между тьмой и светом, злом и добром. Напуганное человечество, затаив дыхание, следило за злоключениями бога солнца, крича и гремя в систр, чтобы напугать враждебного змея. Вдруг Небесный Кот прыгал на смертоносное пресмыкающееся с яростью в глазах и с взъерошенной шерстью, и Апоп улетал, в крови и ранах, в глубины тьмы. После того как затмение заканчивалось, почтение, которое египтяне всегда испытывали к этому священному животному, становилось еще большим, чем прежде. В другие времена лишь вмешательство жрецов могло спасти убийцу кошки от народной мести, но после затмения даже всего влияния духовенства было недостаточно, чтобы спасти виновного, какое бы высокое положение он ни занимал. Сицилийский историк Диодор, путешествовавший по Египту в I веке до н. э., рассказывал, как римский солдат, стоявший в Александрии, убил кошку и был за это схвачен и растерзан толпой, несмотря на привилегии римского гражданина и даже на вмешательство царя Птолемея, напуганного местью Рима.

Этот случай упоминается в следующем стихотворении, посвященном кошке:

TEMPORA MUTANTUR [2]
Когда Нил молод был и темные британцев племена,
Подобно зверю, крались по лесам и прятались в пещерах
И дрались каждый день и с волком, и с медведем,
Могучим Урусом: в те времена уже была ты!
Тебе, Богиня, облеченный знаньем жрец уж предлагал
Богатые дары и скромно кланялся,
А девы в храме танцевали, моля тебя о благодати,
И амулеты золотые Уштет уж украшали троны фараонов;
И, завершив свой век, вняв зову Пта-Сокор-Асар, [3]
Ты унесла с собой и фараонов,
А хитрый мастер сумел твою изящную фигурку,
Обернув бинтами, втиснуть в украшенный камнями гроб
И положить ему в гробницу.
………………………………………. В злой день
Египет пал: орел Италии взвился над Нилом,
И руку нечестивую свою простер к Тебе посланец Рима.
Но нет, еще не умер дух Египта!
«Убили кошку воины-пришельцы!» И жаждет крови,
Позабыв о римских ужасах, толпа, взывая к мщенью,
Валит отвсюду.
И гордый римлянин узнал о вкусе смерти
За то, что кошку умертвил. Уж далеки те дни!
Над нами распростерла свои крыла цивилизация.
О, Баст, взгляни сквозь годы на своих детей! По улицам
Крадемся мы, боясь наткнуться на праздных негодяев,
Хладнокровно они готовы истребить нас Науки ради.
Другие сестры умирают, задохнувшись в смертоносных газах,
Пока ученые в халатах белых, улыбаясь, стоят и слушают
Агонизирующий крик протест несущейся к тебе души!
МЫ НЕ ЯЗЫЧНИКИ, КАК ДЕТИ НИЛА!
И ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ БЛАГОДАРНЫ БОГУ!

(Г.К. Брук. Строки об абиссинской кошке, 1925)

Фрагмент рисунка на саркофаге Па-Кхат-Кхерт-Геру, хранительницы благовоний, в храме Кхен-Су в Фивах. Британский музей.

Чтобы вернуться к нашей теме битвы между кошкой солнца и змеей тьмы, приведем живое описание из папируса Небсени, переведенное доктором Баджем (Британский музей). Говорит сам Ра: «Я Кот, который боролся (?) изо всех сил с персидским деревом в Анни (Гелиополисе) ночью, когда враги Неб-э-тчер были уничтожены».

Точный смысл оригинальных предложений, по общему признанию, темен, и я приведу несколько иную интерпретацию тех же строк, сделанную другим авторитетом Самюэлем Бирчем. Они звучат так: «Я Великий Кот в заводи Персии, здесь в Гелиополисе; ночь битвы ослепила злодеев, день удушил врагов всеобщего господина».

Виньетка, воспроизведенная здесь, представляет бога солнца (известного под разными именами: великий May, Pa или Шу) в виде кота, убивавшего Апопа (Апепа или Афосиса), змея тьмы. По мнению Карла Блаинда, этот обряд был уже очень древним, когда при XII династии, около 2500 года до н. э. или ранее, было добавлено объяснение того, что этот кот и был самим богом солнца, который принял этот облик.

Доктор Бадж говорит, что «кот – это Ра» и «его зовут May» из-за речи бога Са, (который сказал о нем): «Он как (мау), которого он сотворил; так его имя стало «May» [4] или (как говорят другие) бог Шу [5] , отдавший владения Сепа Осирису».

Тефнут, супруга Шу, как Мут, имела голову львицы. Ее звали «Плюющая», так как она посылала дождь. Ее титул предполагает еще одну связь между кошкой и змеей, так как часто упоминается, что «фырканье» кота прекрасно имитирует шипение змеи, позволяя предположить, что это один из случаев защитной мимикрии.

Глава XXXIII Книги мертвых направлена против Апопа, которого там зовут Ререк, теряющего свою силу перед лицом умершего, если он только упомянет имя Сепа или Шу. Умерший приказывает Ререку стоять, обещая ему съесть крысу, вызывающую отвращение у Ра, и кости «грязного кота». «Эй ты, змей Ререк, не двигайся. Смотри на Сепа и Шу. Не шевелись теперь, и ты будешь есть крыс, которые так отвратительны Ра, и ты будешь грызть кости этого грязного кота». А так как кот был эмблемой Ра, в этой роли он является убийцей змея тьмы, то трудно объяснить значение этого текста, если только мы не согласимся, что умерший человек надеялся обезоружить лестью врага, которого он не мог одолеть силой. Он не только обещает, что змей будет пожирать Кота-Солнце, но и то, что он будет есть крыс, которыми кот питается. Темнота будет проглочена как солнце, и серые тучи станут его добычей. [6]

Но возможно и более убедительное объяснение, что мы здесь сталкиваемся с одним из тех явных парадоксов, которых так много в египетской мифологии. Мы должны помнить, что змея представляет собой не только зло и тьму, побежденные Божественным Котом-Солнцем, но и символ самого кота, особенно когда солнечный шар персонифицирует Pa-Тем, заходящее солнце, опускающееся в мир тьмы; в то время как кошка, олицетворяющая Сехмет, жену Ра, воплощает в себе разрушение и хаос [7] . Рид указывает, что некоторые из страниц в «Книге Амдуат» (или «Книги того, то есть в загробном мире»), вероятно, предполагают, что те, кто не оказывает должного уважения Ра на земле, вызовут после смерти его гнев и будут наказаны через Апопа; и может оказаться, что поздние египтяне в некотором роде именно так и понимали эти тексты, так как когда они приняли христианство, то их концепция Аменти явно трансформировалась в идею линий судьбы. В доказательство этого сэр Эрнст Бадж цитирует следующие слова из гностической книги Pistis Sophia («Боги египтян»):

Ра убивает Апопа. Рисунок из Книги мертвых.

«Иисус говорит Деве Марии: «Окружающая тьма – это великий змей, хвост которого во рту у него, и он простирается снаружи всего мира и окружает весь мир; и там есть множество мест для наказания, и они составляют двенадцать чертогов, где эти серьезные наказания совершаются. В каждом чертоге есть правитель, но лицо каждого правителя отличается от лица соседа его.

…Правитель второго чертога носит на своем настоящем лице маску кота, и его зовут в этом месте Карахар… А в одиннадцатом чертоге много правителей, и у семи из них поверх настоящих лиц маски кота; и величайшего из них там зовут Рохар… Эти двенадцать правителей находятся в змее внешней тьмы, и каждый из них именуется по соответствующему часу. И каждый из них меняет свое лицо соответственно часу».

В этой цитате мы находим правителей с кошачьими лицами, отвечающими в определенном чертоге за наказания и живущими в теле окружающего мир змея тьмы. Кошка и змея работают в гармоничном единстве, чтобы осуществить месть Ра.

Эти парадоксы воображения не случайны или не являются результатом простого смешения идей, как может показаться случайному читателю, но являются постоянным признаком оккультного символизма и имеют на то глубокие причины. Изображая, таким образом, крайности в их единстве, священный инициатор готовил ум претендентов к постижению духовной истины и таинства, которые невозможно выразить иначе. И если мы хотим дать толкование таким священным и древним символам, то очень важно принимать во внимание контекст и окружение, в котором они были найдены, и то, что они почти неизбежно имеют как эзотерическое, так и экзотерическое значение.

Для сравнения мы попросили бы читателя вспомнить норвежский миф, рассказывающий о боге Торе, одураченном царем-великаном Утгардом-Локи во время посещения Ётунхейма. Тор должен был на спор оторвать от земли кошку, с которой играли дети великана, но, несмотря на все усилия, смог поднять только одну ее лапу. Утгард-Локи затем объяснил неудачу Тора тем, что кошка на самом деле была Мидгардом – змеем, окружавшим землю. Кошка и змея – две формы одной аллегории, символически изображавшей истину о том, что Бог – это Все. Каждый по отдельности они представляют собой дуалистичные и враждующие силы Добра и Зла.

Повсюду в мифологии идея, поддерживающая символ свернувшейся в клубок кошки (или закрученной в кольцо змеи), подчеркивается и находит поддержку. От добрых существ рождаются злые сущности, а от злых – добрые. Из прекрасного появляется безобразное, а из безобразного – прекрасное.

Все природные явления подтверждают это и, возможно, порождают эту аллегорию. Ночь рождает день, день – ночь, свет – тьму, тьма – свет, холод – тепло, тепло – холод, жизнь – смерть и смерть – жизнь. Отдыхающая кошка имеет форму круга, точно так же, как голова змеи находит и кусает свой хвост. Следовательно, это и есть идеограмма Божественности в природе, вечности, вселенной и законченности. Это и есть Ом, священное имя, молитва, превосходящая все молитвы и устраняющая слова в реализации.

Глава 5
Кошка и решето Исиды

Чтобы полностью понять, какие громадные возможности издревле приписывали ведьмам, мы должны постоянно помнить, что они произошли от жриц и почитательниц богини луны Исиды, Дианы, или Луны, королевы небес, и Великой матери всего живого. Как таковым им приписывалась способность обладать силами, дающими возможность нисходить с планеты, на которой царствовало их божество. Они отличались многочисленными и невероятными способностями и возможностями.

Фигура в шапочке с кошачьими ушами, держащая Луну и символизирующая магическую власть.

Древние алхимики учили, что тело человека – это микрокосмос, в котором сердце представляло собой Солнце, а Луна – мозг. Поэтому считалось, что лунная сфера вызывает умственные расстройства, вера в это и теперь еще сохранилась в значении слов «лунатизм» и «лунатик». Врачи всех времен зарегистрировали бесконечное число примеров, подтверждающих, что безумие обостряется при полной луне. Но мозг не единственный орган в организме человека, на который влияют фазы луны. И костный мозг человека и вес его тела, как утверждают, увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменений этого светила. Дело в том, что Луна хоть в минимальной степени, но влияет почти на все на Земле. Циркуляция соков в деревьях, качество вина или урожайность зерна – все подвергается ее воздействию. Следовательно, рубить древесину, выжимать сок из винограда и собирать урожай необходимо при правильном положении Луны, сообщающей, что наступило нужное время для того или иного дела. Иначе вас постигнет неудача. Влияние движения Луны на приливы и отливы было замечено задолго до того, как его смогли объяснить, и это вызвало появление идеи, что наш спутник ответствен за погоду. Можно легко составить целый том с описанием предполагаемых влияний этой планеты, так много направлений их приложения, по всеобщему убеждению, существует. И контроль над всеми этими потенциальными возможностями приписывался ведьмам и волшебникам, выродившимся и озлобленным остаткам когда-то могучей иерархии, во главе которой стояла богиня луны. Шекспир в «Буре» пишет:

…сын ведьмы,
Колдуньи столь искусной, что Луна
Служила ей покорно, вызывая
Приливы и отливы ей в угоду… [8]

Во времена Шекспира, как и в глубокой древности, было широко распространено убеждение, что подобные оккультные силы действительно могли использоваться и контролироваться человеческими существами. Повсеместно вода считается символом матери бога. Независимо от того, олицетворяла ли она Венеру или Деву Марию, существенные характеристики будут одинаковыми. Мать бога любви – королева моря, покровительница моряков. Ее цвет – океанский синий. Сила бога движется за ней по воде и отражается от нее, вызывая проявление этого материального явления. Мария по-еврейски означает «зеркало». Имя матери Будды – Майа или «иллюзия» – передает ту же идею невещественности, и она прекрасно воплощается в символах призрачных фигур, которые только кажутся реальными в глубинах воды и которые оказываются не только нереальными, но и искаженными. Можно привести много других примеров, но достаточно и этих. Считалось, что священный элемент, подчиняющийся жрецам и жрицам, служившим богине, воплощался как в образах воды, так и Луны, руководящей приливами и отливами.

В предыдущих главах мы видели, как прочно древние люди связывали кошку с Луной. Поэтому мы не удивимся, обнаружив, что ведьмы специально принимали кошачий облик, когда собирались вызвать бурю, и что моряки видели отвратительную ведьму в любой незнакомой кошке. Вот почему легкий бриз, волнующий гладь моря во время штиля и указывающий на приближение шторма, моряки называют «кошачьей лапой»; и считалось, что резвящаяся кошка предсказывает, если не вызывает, бурю. В Шотландии все верят в то, что кошка, царапающая ножки стола или кресла, «поднимает ветер», и преподобный Джеймс Макдональд рассказывает, как он однажды «слышал, как одна шотландская матрона приказала дочери: «Унеси отсюда эту тварь. Разве ты не видишь, что она вызывает ветер, и если она будет продолжать, то мы не сможем сегодня убрать сено».

На многих языках значение слова «кошка» имеет некий навигационный оттенок. В английском языке мы имеем такие слова, как cat-boat (шлюпка), cat-harping (гарпингсы), cat-rigged (с парусным вооружением), и множество других технических терминов с тем же префиксом, все не перечислишь.

Даже корабль иногда называли кошкой. Так часто называли норвежский тип судна и плоскодонные пожарные суда, которые использовали англичане против французов в 1804 году. Мы, вероятно, не слишком ошибемся, если признаем, что упоминание этого священного животного использовали в защитных целях. Эта традиция была заимствована из египетской мифологии, которая через Италию была воспринята всей Европой и задержалась в навигационной номенклатуре с явным намерением использовать помощь Исиды и предупредить ее жриц от нанесения вреда судам, которые были теперь под ее защитой. Там, где существовала вера, что ведьмы могут разрушить морское судно (что мрачно регистрируется как распространенный случай в анналах английского суда), моряки, по всей видимости, не обращались с этой мольбой к королеве глубин, и ее поклонники видели причины для гнева в слишком грубом нарушении священного обычая. Некоторые из таких религиозных или патриотических мотивов, кажется, вдохновляли ведьм из Мудда, которые, по легенде, обратились в кошек, чтобы потопить вражеский корабль.

Испанский король послал военный корабль в город с приказом отомстить миссис Мак-Лиан из Дуарта за убийство его дочери Виолы. Но все местные ведьмы приняли облик кошек и собрались вместе на вантах злополучного корабля, пытаясь потопить его.

Однако случилось так, что капитан также владел искусством магии и смог противостоять их ужасному намерению. Увидев, что они не могут победить, ведьмы попросили помощи у королевы горных волшебниц, у Великой Гармал из Мойя. Она появилась на вершине мачты в облике небывало громадной кошки, и едва она начала петь заклинания, как корабль камнем пошел ко дну.

История с острова Скай, рассказанная преподобным Дж. Грегорсоном Кемпбеллом, представляет особый интеpec, поскольку в ней описывается, как ведьма, обернувшаяся кошкой, использовала сито в качестве лодки, в чем проявились египетские истоки этой истории.

«За ведьмой, покидавшей дом каждую ночь, проследил ее муж, удивленный ее отлучками. Она превращалась в кошку и выходила, во имя дьявола, в море в решете с семью другими кошками. Муж с помощью молитвы к Троице опрокинул сито, и ведьмы утонули».

Реджинальд Скотт сообщает нам, что существовало поверье, будто ведьмы «могут плавать в скорлупках от яиц и в панцирях моллюсков в бушующем море и под водой». Но их любимым судном было, естественно, решето или сито, считавшиеся одной из эмблем Исиды и в этом качестве часто изображавшиеся на гностических геммах. Стоит вспомнить, что именно в решето богиня собирала разбросанные конечности своего мужа Осириса после того, как он был обманут и расчленен его врагом Сетом, в Греции известным как Тифон [9] . Христианская церковь, следуя своей устоявшейся традиции помещать языческих богов в ад, превратила Исиду с ее решетом в Сатану, который в своем собственном облике стал представлять практически всех древних богов, кроме, вероятно, Иеговы, независимо от половой принадлежности. А столь доступный предмет, да еще и с такой историей, как вездесущее решето, естественно, стал считаться самым любимым орудием Сатаны – бывшего жреца Исиды – в его путешествиях по воде.

Если мы обратимся к деятельности Сатаны на воде, то вспомним о еще одной связи между древней космогонией и Дьяволом в христианском дуализме. Так, в его известном прозвище Старый Ник мы узнаем океанского и речного бога Никса или Никсаса, который обладал атрибутами, сходными с атрибутами Нептуна и Исиды, и которому поклонялись на берегах Балтики. Среди ужасных бурь, сотрясавших эти мрачные моря, их главное божество естественно принимало вид врага человечества и с готовностью идентифицировалось с князем воздушных сил, который брал с собой в полет ведьм и колдунов и передавал им управление штормами.

Ранний духовный закон в Англии Liber Penitentialis святого Теодора (архиепископа Кентерберийского, 668—690) был направлен против тех, кто призывал злодеев (то есть древних богов), чтобы вызвать бурю:

В Capitaluria Карла Великого более чем сто лет спустя – описывается смертная казнь тех, кто посредством дьявола возмущает воздух и вызывает бури. И папа Иннокентий VIII в его булле 1484 года особо обвиняет колдунов в такой практике.

Ведьмы, занимающиеся такими сверхъестественными делами, доходили даже до того, что посылали любимые ветры морякам. Саммер, писавший в 1600 году, рассказывал об этом так:

Как в Ирландии, так и в Дании
Ведьмы за злато шлют людям ветер,
Завернутый в угол салфетки,
И приносит он безопасно их на желанный берег.

Кажется, для ведьм и колдунов не обязательно было превращаться в кошек, чтобы вызвать шторм, поскольку во многих описанных случаях для этих целей с равным успехом использовалась мертвая кошка. Так, Полсон рассказывает, что в Шотландских горах для того, чтобы вызвать ветер и помочь кораблю быстрее преодолеть морские пространства, кошку протаскивали через костер.

Иногда для получения желаемого результата совершался довольно сложный ритуал. Например, когда Сатана хотел потопить корабль короля Якова и королевы Анны во время их путешествия домой из Дании, он научил свою свиту из колдунов и ведьм взять кошку и окрестить ее, затем бросить в воду и крикнуть: «Ола!» Это должно было вызвать шторм. Его совет был испробован на практике Джоном Фианом. Этот джентльмен был описан Агнесса Сэмпсон, чья собственная попытка вызвать таким образом бурю позволила ей стать экспертом в этом деле. Она писала, что он был «ближайшим к Дьяволу, его левая рука». Соответственно, в 1590 году он был уличен в том, что «преследовал кошку в Траненте, в ходе этой охоты он поднялся высоко над землей с огромной скоростью, уменьшившись сам до размера кота, пролетел над глубоким рвом, но не смог схватить ее. На вопрос, зачем ему была нужна кошка, он ответил, что во время беседы, происходившей в Брумхолине, Сатана велел всем, кто там был, поймать по кошке. Так же как и он, подчиняясь Сатане, они все поймали по кошке, чтобы потом бросить их в море и поднять ветер для уничтожения кораблей и лодок».

В редком, напечатанном черными буквами памфлете под названием «Новости из Шотландии. Оправдание проклятой жизни доктора Фиана, известного колдуна» его описывают как «приверженца Дьявола, который много раз проповедовал в церкви Норт-Бэрик перед многочисленными пресловутыми ведьмами». Далее раскрывается, как «упомянутый доктор и ведьмы… намеревались околдовать и утопить его величество в море по пути из Дании, и тому подобные чудеса, которые он совершал, но о которых не было слышно в те времена».

Согласно с обвинением, по которому Джон бы осужден и казнен, Дьявол явился ему ночью «облаченным во все черное и с белой палкой в руке» и «потребовал от него продолжать верно ему служить, как и было оговорено в его первой клятве, и обещал награду за это, но тот наотрез отказался прямо ему в лицо и сказал так: «Изыди, Сатана, изыди, я отказываюсь от тебя». Но отказ не спас Джона, и после учиненных над ним ужасных пыток он по приказу короля Якова и его свиты был «колесован, потом задушен, а затем брошен в костер, заранее приготовленный для этих целей, и сожжен в нем на Кассл-Хилл в Эдинбурге в субботу в конце января прошлого 1591 года!».

Сфинкс с кошкой. XXII династия (примерно 950—650 гг. до н. э.).

Сложный обряд вызова бури на море с помощью кошки описан в признании Агнессы Сэмпсон, «мудрой жены Кейта», принадлежавшей к той же колдовской шайке, что и Джон Фиан. По мнению «Новостей из Шотландии», «упомянутая Агнесса Сэмпсон, бывшая старшей ведьмой, была арестована и доставлена в Халируид-Хаус к его величеству и другим благородным мужам Шотландии, где она была немедленно допрошена, но все ухищрения его величества и остального совета не привели ни к чему, и она ни в чем не созналась и стояла твердо на своем, отрицая все обвинения, выдвинутые против нее, поэтому они повелели отправить ее в тюрьму, где к ней были применены пытки, обычно используемые для ведьм в то время в этой стране… Упомянутая Агнесса Сэмпсон затем вновь была доставлена к его королевскому величеству и была допрошена собравшимися относительно отвратительных дел этой ведьмы, и она призналась, что из Алхоллон-Ивена ее сопровождал уже упомянутый человек и огромное количество других ведьм, количеством до двух сотен, что они все вместе отправились морем, каждая в своем решете или сите к церкви в Норт-Баррик в Лоутиане, и что после они вышли на берег и танцевали до изнеможения или после коротких танцев пели во весь голос:

Приходи, скорее приходи, приходи
и принеси то, чего не приносил ранее, приходи и отпусти.

Мы с некоторым удивлением прочли, что «это признание привело короля в полный восторг», но Агнесса могла рассказать еще немало чудесного, и она, не останавливаясь, услаждала королевский слух. «Она призналась, что в то время, когда его величество был в Дании, она сопровождала его в компании с особым названием. Они взяли кошку и окрестили ее, а потом привязали к каждой части кошки соответствующие части тела мертвого человека и несколько суставов из его тела, и следующей ночью ведьмы в решетах и ситах отвезли далеко в море упомянутую кошку и, как уже было сказано, оставили кошку прямо перед городом Лейт в Шотландии. Сделав так, они вызвали такую бурю на море, которую еще не видывали, и эта буря стала причиной гибели лодок и судов, вышедших из города острова Брант в город Лейт, на борту их были драгоценности и богатые дары, которые они должны были подарить новой королеве Шотландии, когда ее величество прибудет в Лейт.

Любой человек неоднократно слышал фразу «у кошки девять жизней». Мы все настолько привыкли к ней, что даже и не задаемся вопросом, а почему у кошки 9 жизней, и откуда возникла эта формулировка. История эта очень древняя и говорит о том, насколько сильны суеверия даже в современном технократическом обществе.

Мифы и легенды о кошках

Легенду о девяти жизнях котов создали древние египтяне. Они обожествляли кошку, считая ее земным воплощением богини Баст, или Бастет. Она изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой, держащей в руках музыкальный инструмент.

Легенда о кошке Баст гласит, что она умирает и воскресает девять раз в своем земном обличье, потому что имеет божественную природу. Отсюда родом корни всех поверий о том, сколько жизней у кошки.

Интересно, что все древние религии обожествляли этих пушистых созданий, потому что людям казалась невероятной, божественной их живучесть и уникальные способности. Все древние легенды о кошках приписывают им волшебные свойства — они могут появляться из ниоткуда и столь же незаметно исчезать (сразу вспоминается Чеширский Кот), способны заживлять собственные раны и лечить своих хозяев.

Эти удивительные животные чувствуют беду и трогательно жалеют своих владельцев, когда те грустят, болеют или страдают от душевных травм.

Даже современный человек с его прагматизмом и научным подходом относится к кошке с особым трепетом и любовью. Эти пушистые комочки шерсти вызывают в людях невероятный душевный отклик.

Однако с приходом христианства началась эпоха гонения на кошек. Обвинять в этом религию не стоит: ни в Библии, ни в других религиозных документах нет никаких упоминаний о том, что это животное не богоугодное. Чудовищное мнение о коте как об орудии сатаны возникло в извращенных умах монахов из-за религиозного фанатизма и отсутствия нормальной жизни решивших демонизировать женское начало.

Поскольку кошка была олицетворением женского божества, то и она «попала под раздачу». Особенно досталось черным животным. Невозможно сказать, сколько ни в чем не повинных кошачьих душ было загублено вместе с ведьмами на кострах, утоплено в прудах, четвертовано и уничтожено другими, не менее варварскими способами.

Возмездие последовало немедленно — средневековую Европу, столь рьяно боровшуюся с ведьмами и их питомцами, буквально захлестнула волна крыс. А следом пришла «черная смерть» — чума, распространяемая грызунами. Их естественных врагов — кошек — старательно уничтожали рьяные служители церкви.

Но кошки на самом деле обладали девятью жизнями. Вопреки всему они выжили, и сейчас украшают нашу жизнь своим божественным присутствием.

Интересно, что существует особая патология, называющаяся «гатофобия», или болезненный страх кошек. Этим нарушением страдали Чингисхан, Наполеон Бонапарт, Гитлер, Геббельс, Муссолини и Берия. Этот выразительный набор тиранов и массовых убийц наталкивает на мысль, что неприязнь к кошкам имеет какую-то связь с мозговыми отклонениями людей подобного типа.

Девять жизней усатых-полосатых

Множество жизней кошки объясняется уникальными способностями этих животных к самовосстановлению. Кот, падающий с девятого этажа, успевает ловко развернуться в воздухе так, чтобы приземлиться на все четыре лапки.

При этом он может сломать кости, у него могут образоваться ушибы внутренних органов, даже быть сотрясение мозга, и пострадают передние зубы от удара, но он выживет. При таком же падении у человека нет ни малейших шансов. Вот почему говорят, что у кошки есть запас жизней.

Интересно, что упав с небольшой высоты, это животное получает более опасные повреждения. По наблюдениям простых людей и ученых это происходит из-за того, что кот не успевает перевернуться на лапы и самортизировать при приземлении.

Хвостатые лекари

Усатые красавцы прекрасно распоряжаются своими многочисленными жизнями, щедро оделяя любовью своих хозяев. Интересно, что это создание мяукает и мурлычет только для людей, а с сородичами общается совершенно другим способом. Это значит, что человек играет для кота огромную роль.

Мурлыканье — это своеобразная песня кошек, имеющая благотворное влияние на здоровье, и люди, которые держат дома кота, отлично это знают. Звуки, издаваемые кошкой — это колебания особой частоты, которая прекрасно синхронизирована с ритмами человеческого организма.

Так что песни эти не просто приятны на слух, они лечат. Давно известно, что кошкам с легкостью удается узнавать больное место — они просто на него ложатся. Таким образом они пытаются нейтрализовать заболевание, гармонизируя вибрации больного органа своим глубоким ритмичным урчанием.

Медики, исследовавшие этот феномен, утверждают, что владельцы усатых-полосатых живут дольше других людей и меньше подвержены стрессам и различным тяжелым заболеваниям. Они быстрее выздоравливают и восстанавливаются после болезни, у них ниже склонность к депрессивным состояниям и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

А «9 жизней» — это всего лишь красивая легенда.

Кошек с древности окружает некий мистический ореол. В разных странах, религиях и временах их то почитали как священных животных, то объявляли союзниками сатаны. До сих пор общеупотребимо выражение «у кошки девять жизней».

Постараемся разобраться в истоках такого отношения к этому мелкому хищнику, ставшему в незапамятные времена домашним питомцем.

Сколько у кошек жизней — шесть, семь или девять?

Нужно сказать, что далеко не все народы считают, что у самого популярного домашнего питомца девять жизней. Так, в Южной Европе, в Германии и Австрии распространено поверье про семь кошачьих жизней, а арабы и турки вовсе сокращают это число до шести.

В фольклоре разных народов по-разному отражена легендарная живучесть этого животного. Например, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля приводится единственная пословица на этот счёт: «Кошку девятая смерть донимает, она живуча». Англичане и американцы говорят: «У кошки девять жизней. Три она играет, три бродяжничает и остальные три остаётся на месте». Известное ещё одно английское старинное выражение: «У женщины девять жизней, как у кошки».

Причины, влияющие на суждение о мистической живучести кота

Широко распространённые в мире поверья о невероятной живучести котов вовсе не случайны. Как и у всякого хищника, у этих животных прекрасно развиты зрение, слух, обоняние. Так, острота их зрения вшестеро превышает остроту зрения человека, при этом их угол обзора составляет почти 190°, что в полтора раза шире человеческого.

Слух и обоняние также значительно превосходят человеческие. Все это, вместе с превосходной координацией и интеллектуальными способностями, позволяет животному вовремя заметить опасность, уклониться от нападения более крупного хищника, спрятаться в недоступном для преследователя месте — в общем, здорово повышает шансы на выживание. Кроме того, шансы на выживание повышают отличный вестибулярный аппарат и телосложение. Особенно ярко это проявляется при падениях животных со значительных высот, например с крыши девятиэтажного дома, после которых они часто отделываются лишь ушибами. Дело в том, что при таком падении зверёк всегда сумеет извернуться и начать падать лапами вниз. Кроме того, кошка растопыривается наподобие белки-летяги. Всё это, в совокупности с небольшим весом, замедляет падение, а строение лап и их правильное положение в момент касания амортизируют удар о поверхность.

Ко всему прочему у кошек развита регенерация организма, что выражается в быстром заживании ран. Не забываем также про знаменитое кошачье урчание. Давно замечено, что оно благоприятно действует на людей, помогает им расслабиться, избавляет от депрессии, убирает тревожные мысли, что в конечном итоге положительно сказывается на состоянии человеческого организма. Такое же благотворное действия урчание оказывает и на самого зверька. Предполагается, что это связано со звуковым диапазоном этого урчания.

Как видим, живучесть этого животного связана с его развитым мозгом, природными инстинктами и особенностями организма. Всё это, вероятно, трансформировалось в сознании людей в легенду о девяти жизнях хвостатых питомцев.

Как правильно обращаться с животными

Чтобы правильно обращаться с кошкой, нужно не только знать, чем её кормить, как ухаживать за её шерстью, где и как организовать туалет и т. д. Важно понимать, что она не хомячок, существование которого ограничивается несколькими довольно простыми инстинктами, а существо гораздо более интеллектуальное, способное различить оттенки отношения к себе.

Поэтому важно выстроить взаимоотношения с питомцем, что пойдет на пользу как ему, так и его хозяевам. Ну и, конечно, не следует экспериментальным путем убеждаться, что рассказы о девяти кошачьих жизнях — лишь легенды, и что на самом деле жизнь у них всего одна.

ВИДЕО: КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК СО СВОИМ КОТОМ

Читайте так же:

  • Почему у кошки 9 жизней Котобрюх и древние утверждают, что у кошки 9 жизней. Так почему у кошки 9 жизней? Тезис о необычной кошачьей живучести не лишено научного смысла и может быть истолковано исходя из законов физики. Именно […]
  • Через какое время рожает кошка В этой статье ответы на самые часто задаваемые вопросы о размножение кошек. В каком возрасте у кошек начинается течка? Кошки обычно достигают половой зрелости, когда они весят около 4.5 – 7.0 фунтов (2.3 – […]
  • У какой кошки не лезет шерсть Хочу купить кошку, но не решаюсь из за того что у некоторых друзей, из за кошек, вся квартира в шерсти. Не советуйте вот те кошки что ваще без шерсти))) такую не хочу. 9 лет Разве вы не хотите кошку? […]
  • Метис норвежский лесной Без регистрации с помощью: Объявление в архиве Мейн-кун метис от норвежской лесной, в надежные руки, договор передачи Порода: […]
  • Сколько месяцев ходят кошки беременной Рассмотрим, сколько ходят беременные кошки перед родами. На срок беременности кошки влияет порода и физиологические особенности. У длинношерстных кошек беременность длится 62 -72 дня, короткошерстных – 58 – […]
  • Абиссинские котята калуга 3° C, комфорт: 0° C, ветер: 3.9 м/с, 0° / влажность: 90% / 749 мм рт. ст. 7/1° C Sun, 12.04 5/0° C Mon, 13.04 5/-2° C Tue, 14.04 10/-2° C Wed, 15.04 13/3° C Thu, 16.04 8/3° C Fri, 17.04 […]