Куда попадают кошки после смерти

Памяти кота Масяни посвящается

Кошка – удивительно животное, а в некоторых религиях считается даже священной. Кошка независима, всегда падает на лапы, ловит мышей и играет с бантиками. А что еще вы знаете про свою домашнюю любимицу? Знаете, к примеру, почему у кошки такой шершавый язык, или почему кошки не любят собак? Известен ли вам тот факт, что все коты попадают в рай? Нет?
Тогда давайте поговорим о наших кошках.

Кладезь религиозной мудрости – Библия – рассказывает нам о том, что в те времена, когда Адам жил в райском саду, животные разговаривали с ним на его языке и подчинялись ему. Грех Адама и Евы привел к тому, что гармония этого идеального мира нарушилась, человек и все живое стало смертным. Животные разделились на «чистых» и «нечистых». К нечистым относятся такие животные, как собака, заяц, верблюд и др. Держать в доме нечистых животных является большим грехом, нечистых животных даже не пускают на порог дома, так как это приводит к несчастьям в доме. К примеру, по древнерусскому поверью, принести в дом живого зайца – к смерти члена семьи. Поэтому, с религиозной точки зрения, не рекомендуется держать в доме собаку, тогда как кошка — истинно домашнее животное. Кот – это символ домашнего тепла и уюта. Кот также является помощником в домашнем хозяйстве, так как он ловит мышей. Если в ваш дом пришла кошка, то это к большому счастью в семье. Пришедшую кошку нельзя прогонять, но и насильно задерживать в своем доме тоже нельзя. В древности люди определяли время по состоянию зрачка кошки, поэтому часто носили кошку с собой.

Кошка имеет свободный вход даже в церковь, священнослужители не имеют права прогонять кошку, так как она «чистое» животное. Во многих древних русских городах (в Суздале, Владимире) у ворот храма есть специальные отверстия для кошек. Содержание кошек в православных храмах – не редкость, так как кошка – поистине самое «уютное» животное. Такое религиозное уважение к кошкам существует во многих религиях. Древние египтяне поклонялись кошкам, так как эти животные избавляли их от голода – охраняли от мышей зерновые хранилища. Египетская богиня радости и здоровья Бастет изображалась с кошачьей головой. Скандинавская богиня любви Фрея ездила в кошачьей упряжке.

Оптинский старец Нектарий утверждал, что кот спас наш мир. Произошло это также в библейские времена. Когда Бог обрушил на землю всемирный потоп, кот, находившийся с другими «тварями» в Ноевом ковчеге, поймал мышь, в которую вселился бес, и которая чуть не прогрызла дно ковчега. За этот великую заслугу все коты попадают в рай после смерти.

Кошка – ночное животное. Она прекрасно видит в темноте. Кошачье глазное дно способно отражать попадающий в него свет, поэтому глаза кошки светятся в темноте. Особенность зрачка кошки в том, что по своей форме он вертикальный, при сильном освещении его практически не видно. Цвет глаз у кошек может быть любой: от голубого до светло-коричневого, бывают даже красноглазые кошки-альбиносы. Бытует мнение, что кошкин глаз не различает цветов. Это не так, кошка видит мир не черно-белым, а цветным, как и мы.

Шершавый язык нужен кошке для того, чтобы разделывать сырое мясо и съедать его. Также языком кошка очищает свою шерсть.

Длинные кошачьи усы – предмет кошачьей гордости. Ни в коем случае нельзя стричь усы кошки, следите также, чтобы этого не делали ваши дети. Кошка с обстриженными усами теряет свое главное достоинство – нюх, без которого она не сможет охотиться.

Кошка – ловкий охотник. Помогает ей в этом отличный слух. Она улавливает ультра- и инфразвук, поэтому ей не составляет большого труда «подслушать» мышей.

Говорят, что кошки могут найти свой дом по запаху за сотни километров. Это не так. Обоняние кошки развито сильнее, чем у человека, но слабее, чем, к примеру, у собаки. Кошка может отыскать дом, если она находится не дальше 10км от него, но и это происходит навсегда.

У кошек серповидная форма ногтя, благодаря которой она хорошо лазит и может забраться вверх практически по любой поверхности. Если кошка вцепилась когтями в вашу руку, то безопаснее будет не отдирать ее лапу от себя, а сильно прижать лапу к руке, так кошка сама втянет коготки, а царапин останется меньше.

При падении с высоты, кошка всегда приземляется на лапы, даже если падает спиной вниз. Эта реакция сильно выражена у всех представителей этих животных. При падении кошка использует «эффект парашюта», расширяя тело и удлиняя лапы. Лапы кошки эластичны, поэтому приземление происходит безболезненно.

А ещё кошки умеют любить. Если их любят. Кто знает, возможно, они всё-таки понимают человеческий язык? Только в этом случае многое становится понятным…

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, «Правде.Ру» рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы «душой живой». Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что «душа животных в крови их» и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, «последний враг истребится — смерть». То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе». А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди «не сотвори себе кумира». Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — «добро зело», то есть «хорошо весьма». Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: «Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение». И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

Можно ли молиться за кошку?

Часто возникают вопросы: можно ли молиться о своем домашнем любимце, есть ли у кошек и собак душа? Предлагаем вам размышление Марины Андреевны Журинской на эту тему с комментарием Андрея Десницкого (журнал «Фома», № 3, 2010).

— Батюшка, а правда, что все черные кошки — ведьмы?

— На себя бы посмотрели.

Очень часто, когда мы рассуждаем о том, что же это за явление — животные, нам полезнее было бы начать с мыслей о том, каковы мы.

Мы — создания Божии. Животные — тоже. Тем не менее мы от них сильно отличаемся как минимум по двум параметрам: мы наделены Духом Божиим, а они — нет. И в этом наше неоспоримое, громадное преимущество. Но мы подпали первородному греху, а они — нет, во всяком случае не непосредственно. Проклята земля за тебя (Быт 3:17), — было сказано Адаму, а животные сотворены из земли (см. Быт 1:24-25; 2:19), и проклятие земли легло на них тяжким бременем — по вине человека. И третье свойство, вытекающее из двух первых: мы спасены Крестной жертвой Господа Иисуса Христа, а они — нет.

Таковы в самом общем виде отличия человека от животных.

Что же их и нас объединяет? То, что Адаму было велено дать им имена и заповедано владычествовать над ними (см. Быт 1:26, 28; 2:19). Дать имена в системе древнесемитских представлений и означало владычество, а власть понималась как забота и ответственность. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения, — его вина, столь же неоспоримая, сколь неоспоримо его духовное преимущество.

Но на этом дело не кончается. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что вся суть грехопадения сконцентрирована в словах Адама: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3:12). С тех пор так и живем: все перед нами виноваты. Уж как только не поносят Еву доморощенные богословы! Можно подумать, что Адам ел плод древа познания под дулом пистолета. Уж как только не обвиняют Бога во всех бедах человечества столь же доморощенные свободные мыслители! И животных мы тоже не обходим своим вниманием: они и коварны, и носители темных сил (последним тезисом очень любят пользоваться сатанисты — а о том, как они истязают животных, лучше умолчать, потому что слишком это страшно). Об особо жестоких поступках говорят зверство, и это совершенная клевета, потому что звери ничего такого себе не позволяют. Но ничуть не меньше распространен перегиб в другую сторону: в неумелых попытках видеть мир в его изначальной гармонии люди приписывают животным массу человеческих добродетелей.

Очеловечивание животных наносит вред и им, и людям. От них ожидают (и требуют, иногда очень жестко) того, на что они в принципе неспособны. Их то хвалят не по заслугам, то наказывают без вины. А они.

Однажды мне объяснили, почему лошадь сбрасывает неопытного всадника. Он очень боится упасть, и поэтому естественным для себя образом сжимает ногами бока лошади (а это для нее посыл) и одновременно изо всех сил натягивает уздечку (а это для нее команда «стой!»). И тогда утомленная этими бессмысленно противоречивыми требованиями лошадь по-своему логично «предлагает» ему отдохнуть и поразмыслить о том, чего же ему на самом деле хочется. Право же, в нашем общении с более мелкой домашней живностью прослеживаются те же мотивы. В технике давно уже разработан принцип, непочтительно, но верно называемый foolproof, что означает, мягко говоря, что в механизме есть устройство, защищающее его от некомпетентного пользователя. Животным это устройство приходится конструировать самим.

На деле у животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. И уж если мы хотим постараться вернуть мирозданию гармонию и красоту, нам нужно научиться жить с ними исходя именно из этого — из их инаковости. И еще — из их происхождения, столь же высокого, как наше.

Заголовок этой статьи — строчка из английского стихотворения XIX века. Знаменитый ветеринар Джеймс Хэрриот собрал свои многолетние записи в четыре тома и каждый из них озаглавил одной строчкой этого старинного стишка, так что четырехтомник называется:

О всех созданиях больших и малых,

О всех созданиях прекрасных и разумных,

О всех созданиях мудрых и удивительных,

Всех их создал Бог.

Во избежание недоразумений заметим, что разум и мудрость животных отнюдь не напоминают соответствующие качества человека; они тоже совершенно другие.

Возвращение голубки. Фрагмент. Елена Черкасова, 2003 г.

Постоянно возникает вопрос о том, есть ли у животных душа, и если да, то бессмертна ли она (странная вещь — небессмертная душа, ну да ладно). Духовно авторитетные люди отвечают на него по-разному, но примечательно, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что она есть и что она бессмертна. К естественно-научным аргументам против наличия души у животных следует отнестись с осторожностью, потому что они скорее всего будут исходить от представителей той научной школы, которая и человеческую-то душу отрицает. Но наряду с ними бытуют и утверждения о том, что душу животных отрицает Библия. Да позволено будет автору воспользоваться ограниченностью рамок журнальной статьи и привести только те библейские слова, которые при желании могут рассматриваться как контраргументы, хотя и недостаточно сильные. Екклесиаст утверждает: участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (Екк 3:19). Так что с отрицанием «животной» души нужно быть поосторожнее. Но из этого текста отнюдь не следует вывод о том, что душа, дух, дыхание — это одно и то же, потому что в языке Библии это далеко не так. А вот пророк Иоиль говорит о том, что и животные взывают ко Господу (см. Иоил 1:20), — как бы это было возможно, не будь у них души? И разве можно допустить, что Бог, принимающий это животное взывание, так легко уничтожит взывающие души в дальнейшем? Наконец, христианская антропология, утверждающая, что человек состоит из духа, души и тела, относит к области душевного мир эмоций. А у животных с эмоциями все хорошо, так что не будь у них души, они бы не сердились и не радовались, не боялись бы и не заботились друг о друге и не выказывали бы привязанности к «своим» людям. А бывает ведь, что и умирают от тоски.

Вот исходя из этого можно размышлять о животных рядом с человеком.

Понятно, что лишенные Духа Божия не могут участвовать в Таинствах: их нельзя крестить (крестят-то во очищение от первородного греха), они не могут каяться (да и не в чем) и тем более причащаться, потому что не за них принял Господь смерть на Кресте и воскрес. А могут ли животные вообще как-то участвовать в нашей христианской жизни?

Да, могут. За них можно молиться, чтоб не болели, а если уж болеют, то чтоб выздоравливали; чтоб не терялись, а если уж потерялись, то чтоб нашлись. О потерявшихся котах молятся преподобному Герасиму Иорданскому — и помогает. А вот об умерших животных молиться не нужно, потому что суть молитв за усопших — прощение их грехов, а тут какие уж грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Господа за дарованную встречу.

Коль скоро мы кропим святой водой квартиры и машины, то и зверикам можно осторожно смачивать лоб, тем более что на Руси кропили скотину, впервые по весне выгоняемую на пастбище. И молились при этом святому великомученику Георгию, которого так и называли в просторечье: Егорий — коровий пастырь.

Что касается молитв за животных, то хочется привести одну аналогию, отдаленную, но, как кажется, справедливую. Существует очень хорошая молитва православной женщины о духовном отце. Там, в частности, есть прошение избавить батюшку от болтливости молящейся. Так вот, наверное, уместно было бы, молясь о животных, молиться и о том, чтобы Господь избавил их и нас от нашего непонимания, от наших ложных представлений и совершенно неуместных претензий к четвероногим, то есть, в сущности, о себе. От этого и людям, и животным будет лучше жить. И еще, на мой взгляд, можно произносить слова, ставшие названием гениального фильма Стэнли Кремера о непонятых, лишних по сути детях и о животных, предназначенных на отстрел: «Благослови зверей и детей». Очень помогают эти слова, когда видишь бездомных животных, а взять не можешь, — ведь в сущности, последнее (но и лучшее), что мы можем сделать для мира и для населяющих его — молитвенно препоручить Богу.

В число ложных представлений о животных входят как мнение о том, что они-де колдуны и могут насылать болезни и несчастья (не заслуживает рассмотрения), так и распространяющееся все шире убеждение в том, что они — целители. Этот случай стоит рассмотреть подробнее. Вот кот приходит полежать рядом с больным — и становится легче. Вот можно положить больные ноги на большую лохматую собаку — и тоже становится легче. Причина проста: шерсть у них чрезвычайно теплая и к тому же заряженная статическим электричеством, так что получается легкий согревающий компресс со слабым физиотерапевтическим эффектом. А кот мурлычет успокоительно, как колыбельную поет, и это уже психотерапия. А пес смотрит своими прекрасными и всепонимающими глазами и вздыхает сочувственно, и от этого тоже легче. Любящее существо рядом — и никакого оккультизма. Если подумать, то так же (за исключением шерсти) действует на больного доброжелательное присутствие близкого человека.

А что касается несчастий, то человек очень даже распрекрасно умеет сам накликать их на свою лихую голову. И в припадке. сами понимаете чего. начинает конструировать, что-де мол кошка на него не так посмотрела.

Осуждение же животных за плохое поведение, как уже было сказано, тоже основывается на недоразумении в прямом смысле слова, то есть на упорном непонимании. Вот, например, собака упрямо забирается на кресло хозяина в его отсутствие. Отучить невозможно, даже и не пытайтесь. А дело в том, что собака воспринимает семью своих хозяев как прайд, то есть семейное сообщество животных, в котором хозяин — безусловно глава, а она — его первый заместитель. Ей ясно, что хозяйское кресло — это место почетное, следовательно, в отсутствии хозяина его должна занимать она. Что делать? Закрывать сиденье чистой тряпочкой, чтобы упастись от шерсти. Если уж говорить о шерсти, то сколько мне пришлось в свое время чистить ряс! Возьмет батюшка-гость из лучших побуждений на колени кота, а тот посидит и улизнет, оставив массу шерсти. А это они от страха линяют. Не берите на колени незнакомого с вами кота, только и всего.

Собаки овчарочьих и сторожевых кровей беспокоятся, когда дети бегают и кричат: это непорядок в стаде, их нужно, грозно лая, согнать в кучку (лучше всего — подогнать к взрослым, как к пастухам) и чтоб стояли тихо. А дети боятся и от этого пуще кричат и дергаются. А нужно провести процедуру знакомства: ребенок стоит себе спокойно, пес подходит и обнюхивает, хозяин объясняет псу, что это свой. Этикет соблюден. Кроме того, собаки страдают от пьяных криков, от запаха алкоголя, от табачного дыма. Так что нужно выбирать: или собака, или разгульный образ жизни, а то, особенно если собака крупная, может быть неприятность. Лично я — за собак.

Кошки — существа нервные, поэтому не выносят смеха: им кажется, что смеются над ними. Проверено: кот с самым неистовым нравом преобразился в мирное хвостатое четвероногое, когда стали соблюдать «правило несмеяния». И еще одна деликатная деталь: кот считает себя комендантом квартиры, поэтому за ночь должен ее пару раз обойти. Закрытые двери для него — ущемление его достоинства, и он принимает свои меры: делает лужи. Не хотите луж — не закрывайте двери. Другая причина котовой «неаккуратности» — именно чистоплотность: если лоточек грязный, кот его использовать не будет. С далеко идущими последствиями.

Это только маленькие примеры того, насколько серьезное понимание требуется от людей, желающих жить с животными в мире и дружбе. А такое понимание возможно только при искренней и нелицемерной любви.

Теперь самое время о ней поговорить. Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. В этих словах ощущается боязнь того, что любви и так мало, на всех не хватает, а тут еще путаются под ногами некоторые. Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде. Ну, и, разумеется, здесь не без самопревозношения: я настолько же лучше других людей, насколько мой пес (кот) лучше других животных. Но животные как таковые здесь ни при чем; таким же бывает отношение к автомобилям, квартирам, дачам, детям, мужьям (женам). Главное — что это мое.

Уход кота. Елена Черкасова, 2005 г.

Отношение к животному как к вещи (неважно, дорогой или ерундовой) есть неуважение к жизни («кощунство над жизнью», как говорит по сходному поводу молодой священник в пьесе Чехова) и влечет за собой последствия поистине страшные: жестокость к животным. Никогда не следует забывать тот проверенный факт, что серийные маниакальные убийцы, как правило, начинают свой гибельный путь с убийства животных. А манипулирование чужой жизнью в обществе потребления растет невзирая ни на какую политкорректность, а может быть, и благодаря ей. Не потому ли множатся организации, защищающие права животных, и появляются соответственные законодательные акты? Только мало они помогают. Вот подумайте, есть молитва о умножении любви и искоренении всяческой злобы. Можем ли мы в здравом уме представить себе такой закон? Возможно ли постановление парламента о ликвидации последствий первородного греха? Мало нам того, что множество хороших и справедливых законов, призванных гарантировать человеческие права, никак не выполняется? Скорее, здесь — готовая почва для ущемления прав людей; замечательный пример такого рода приводит В. Легойда*: закон утверждает преимущество крокодилов в их «правовых конфликтах» с людьми.

Нелепо отрицать, что некоторые люди утверждаются в своей «любви» к своим животным как будто бы только для того, чтобы по праву ненавидеть многое другое. Что ж, есть и такие, которые ненавидят весь мир без исключения; грех есть грех, и животные здесь опять-таки не при чем. Но как быть с одинокими старушками (реже — старичками), никому не нужными (почему так получается, не нам судить), для которых вся их связь с Божьим миром — в собачонке или в кошке? Зачастую эти зверюшки бывают подобраны на улице и не блещут ни красотой, ни талантами. К тому же возрастной ценз таких совершенно несчастных в своем одиночестве людей постоянно снижается: теперь это бывают и вполне сохранившиеся дамы средних лет, и аккуратные, подтянутые господа. А вот поди ж ты! Когда мы говорим, что современное общество ликвидирует семьи, то в первую очередь совершенно справедливо думаем об обделенных, заброшенных детях. Но ведь не только дети страдают. И вот видишь пронзительное одиночество, которому Бог (больше некому!) послал столь же одинокую зверюшку, чтоб было кого любить. Ладно уж, пусть зовут своих питомцев «детками», хотя вообще-то это нехорошо. Только не нужно говорить, что, мол шли бы в храм за духовным утешением — можно подумать, что получив таковое, бабуля выбросит на помойку свою Жучку или Мурку и только обрадуется. Странное это было бы утешение. Даром, что ли, в монастырях кошек привечают?

Наконец, есть довольно запутанная тема содержания животных ради детей. Запутана она оттого, что в этом случае, как и во многих других, желания поколений расходятся. Дети в общем-то хотят себе живую игрушку. Это неправильно, но понятно — да и что же это были бы за дети, если бы они всегда хотели правильного? Мечта педагога и ужас человечества. Взрослые же хотят завести четвероногое воспитательное устройство. А вот это и неправильно, и непонятно. Если ваш ребенок упрям, груб, эгоистичен, неаккуратен, то почему щенок или котенок должен исправлять ваши вопиющие огрехи воспитания? Или вы просто хотите, чтобы вся агрессия вашего чада уходила в эту сторону, высвобождая вам время и силы для полноценного отдыха? А между тем детям действительно полезно общение с животными, это иногда и психологи прописывают, и я сама знаю случай, когда кошка помогла маленькой девочке преодолеть отклонения в развитии. Но только роль родителей здесь должна быть определяющей: пока у детей не выработались твердые навыки ухода за животным — соблюдается правило, действующее для малолетних водителей: взрослый рядом.

. В общем, получается, что главное правило содержания домашних животных — такое же, как правило вождения автомобиля или устройства атомной электростанции: не умеешь — не берись. И пагубные последствия такого неумения, сугубо разные по масштабам, одинаковы по своей сути. Потому что нам заповедано любить живые существа, заботиться о них — и украшать землю своим трудом.

И о душе своей не забывать.

Андрей Десницкий: Оживут ли они?

Я уверен, что у муравья или, к примеру, хамелеона нет ничего бессмертного. Кто это сказал, не помню: если они оживут, то не узнают себя. Будет просто живой муравей или хамелеон, с рефлексами, но без зачатков личности, без памяти, без отношений вне рефлексов.

О высших диких животных — дельфинах, тиграх и прочих — ничего не скажу: не имел опыта. Но высшие домашние, несомненно, узнают своего человека, которого они действительно любят. А впрочем. только ли человека? У них бывает и меж собой привязанность, какую трудно назвать иным словом (при том, конечно, что слово «любовь» у нас сильно девальвировано, и хочется называть им все, что нравится).

Я уверен, что в их отношениях с человеком есть нечто такое, что не может пропасть в Царствии, потому что оно светлое и настоящее. Если в Царствии мы надеемся пить доброе вино (вообще-то Христос об этом ясно сказал) и читать умные книги, я не вижу причин, почему там не будет моего кота. Не вообще какого-то кота, а конкретно моего кота. Я прекрасно понимаю, что все это до некоторой степени метафоры: и вино, и книги, — и не берусь ничего утверждать. Но я вижу, что в отношениях человека и животного есть нечто такое, что напрямую имеет отношение к Царствию, и мне трудно поверить, что это будет перечеркнуто так же, как инстинкты муравья.

Словом, ничего я об этом не знаю. В Библии не написано ни так, ни эдак — понимай, как знаешь. Мнения есть разные, и мое мнение, субъективное и недоказуемое: раз любовь бессмертна, то и любовь, в том числе между человеком и животным, — тоже. Как, что, где, сколько этого бессмертия есть и будет — понятия не имею.


В анонсе: Спасение твари. Елена Черкасова, 1997 г. (фрагмент)

* Новое о правах человека //«Альфа и Омега» №2 (55), 2009. С. 209-210

Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему, и этот мир является для всех его обитателей, в том числе и для животных, временным пристанищем. Следовательно, все они покинут этот бренный мир и предстанут в День Суда перед своим Создателем. А все животные, которые являются частью этой Вселенной, были сотворены всевышним Аллахом на благо человека, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

???? ??????? ?????? ????? ???? ??? ??????? ????????

(смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)

Как известно, после смерти в Судный День все живые существа, в том числе и животные, будут воскрешены, так же, как будут воскрешены все люди и джинны. Но животные, в отличие от человека и джиннов, не имеют никакого представления о смерти, воскрешении, Судном Дне и т.д. В хадисе, который приводит Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

?? ?? ??????? ???? ?? ????? ?? ?????? ?? ???? ???? ?????

«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», то есть животные не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.

Но, несмотря на это, все живые существа будут воскрешены в Судный день, собраны для отчета и воздаяния, и после недолгого отчёта тела животных будут обращены в землю.

Ибн Касир пишет об этом следующее:

«Слова Всевышнего Аллаха:

???? ?????? ????

«… И когда (дикие) животные столпятся» (сура Ат-Таквир: 5), то есть будут собраны, как об этом сказал Всевышний Аллах в другом аяте:

??? ?? ???? ?? ????? ??? ???? ???? ??????? ??? ??? ??????? ?? ????? ?? ?????? ?? ??? ?? ??? ???? ??????

(смысл): «И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди. Не упустили Мы в Книге (в Коране) ничего. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)» (сура Аль-нам: 38).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Все творения будут собраны, даже мухи» (Ибн Абу Хатам). Такого же мнения придерживаются Ар-Раби? ибн Хайсам, Ас-Суди и другие. Такое же толкование этому аяту даёт и Каттада (да будет доволен им Аллах): «Поистине, все эти создания умрут, и потом Всевышний Аллах примет по отношению к ним решение, которое он пожелает«». («Тафсир Ибн Касир»)

Затем все эти творения Всевышнего Аллаха, после того как возместят свои права между собой в отместку того, что совершали на этом свете, будут превращены в землю (прах). В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

????? ???? ??? ????? ???? ?????? ????????? ???? ????? ????? ?????? ?? ??? ??????? ??? ??? ?? ??? ???? ??? ????? ?????? ??? ????: ????? ?????? ???? ??? ???? ??????: ?? ????? ??? ?????? ?? ???? ???? ?????? ??? ???? ?????? .

«…Затем Всевышний Аллах рассудит между всеми Своими творениями: джиннами, людьми и животными. Поистине, в этот День даже безрогие поквитаются с рогатыми, все они возместят свои права между собой. Потом Всевышним Аллахом им (живым существам) будет сказано: «Станьте прахом!», и в этот момент скажет неверующий: «Лучше бы и мне быть прахом!» (сура ан-Наба, 40). И после этого Всевышний Аллах рассудит между людьми и джиннами». (Ибн Джарир А-Табари)

Также от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

???? ??? ?? ?????? ??? ?????? ??? ??? ???? ??????

«Когда (в Судный День) Всевышний Аллах завершит суд между животными, и они поквитаются между собой, Он скажет животным: «Станьте прахом!»».

Как мы видим из вышеприведённого, все животные после смерти будут воскрешены и после отчёта на месте сбора будут обращены в землю.

Как бы мы не закрывали глаза, животный мир столь разнообразен вокруг нас, что в какой-то момент мы начинаем задаваться вопросами: «Как нам относиться к животным? Что происходит с ними после смерти?». Тем более, что порой в современном мире отношение к животных принимает экзотические формы, им оставляют наследства и даже оформляют им брачные отношения. На эту тему мы побеседовали с клириком Свято-Вознесенского архиерейского подворья г. Набережные Челны иереем Валерием Матвеевым

— Отец Валерий, первостепенный вопрос, для чего Господь создал животных?

— Мнение о том, что животные созданы исключительно для нужд человека, ошибочно. Потому что первоначально, до грехопадения, поедание одного живого существа другим было в принципе невозможно, поскольку это связано со смертью. Человек мог употреблять в пищу всякую траву и плоды деревьев (Быт. 1, 29-30). Хищников, как это видно из данных стихов, Бог не создавал. Из этого следует, что смерти не было ни для человека, ни для любой иной твари, имеющей «душу живую».

Благословение Божие человеку (Быт. 1, 28): «…наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» имеет другое очень важно значение: Бог поставил созданного Им и по Его образу человека владыкой земли и всего, что наполняет ее, для того чтобы дать человеку все возможности уподобиться своему Творцу.

— Отличается ли чем-то душа животного от души человека?

— Животный мир был создан благодаря творческой силе земли. В отличие от животного мира душа человека была создана Самим Богом: (Быт. 2, 7) «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Она (душа) не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил и создал душу, но сам не стал ею.

Адам нарекает имена животным

Вообще можно сказать, что душа в человеке — это образ Божий: «образные отражения» Святой Троицы в человеке. Она обладает тремя силами: умом, разумом и духом. Подобно тому как Бог триедин: Ум, Разум и Дух. Животные же совершенно лишены ума и разума.

Сравнивая душу животных с человеческой душою, святитель Григорий Палама говорит, что животные имеют душу как энергию, но не как сущность. Душа каждого бессловесного животного — это жизнь «его одушевленного тела, и они обладают этой жизнью не как сущностью, но как энергией, поскольку она пребывает в теле, а не в душе».

— Если исходить из того, что Господь создал животных для нужд человека, то получается христианин может свободно заниматься охотой и рыбалкой?

— После грехопадения взаимоотношения человека и живой природы меняется. Человек страшится Бога, а животные боятся человека (Ис. 8, 12-13). Бог отдает человеку в пищу все, что живет (Быт. 9, 3). Кровь животных можно было проливать для определенных целей: во время принесения жертв Богу. Появляется институт жертвоприношений (Лев. 17, 11), который имеет прямое отношение к искупительному делу Христа (Евр. 9, 14,22).

Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер. В наше же время человек использует животных исключительно только для своего личного пользования.

— Несмотря на то, что душа животного бессмертна, возможно ли в Царствии Небесном наличие животных?

— Библия не дает конкретного ответа, есть ли душа у животных, и попадают ли они в рай. Тем не менее, опираясь на общие библейские принципы, мы можем сделать определенные выводы по этой теме. Животные имеют «душу живую». Главное различие между человеком и животным только в том, что человек был создан по образу и подобию Божьему (Бытие 1, 26-27). Это означает, что человек похож на Бога, он способен к духовности, владеет разумом и волей, а также аспектом бытия, которое будет продолжаться после смерти. Если животные и обладают «душой» или какой-либо другой нематериальной субстанцией, то она должна существенно отличаться от человеческой души. Это различие, возможно, значит, что существование «душ» животных не продолжается после смерти. В этом, наверное, главное отличие человеческой души от душ животных. У животных жизнь души полностью сводится к жизни тела, ею одушевленного. Функции душ животных сводятся к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими, как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.

Другой аспект этого вопроса в том, что Бог создал животных как часть процесса творения, описанного в книге Бытия. Он создал животных и сказал, что это хорошо (Бытие 1, 25). Поэтому мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откровение 21, 1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Исаия 11, 6; 65, 25). Нельзя точно сказать, будут ли среди них наши домашние любимцы или нет, но мы точно знаем, что Бог справедлив, и когда мы попадем в рай, то полностью согласимся с Его решением этого вопроса, каким бы оно ни было.

— Но, тем не менее, однозначного Соборного решения по этому поводу нет?

— Соборного решения по этому поводу Церковь никогда не выносила. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.

— Часто можно слышать, что держать в квартире собаку — грех. Это правда?

— Существуют ли в христианстве какие-то молитвы о животных, или молиться о них нельзя? Например, если животное потерялось или болеет.

— Безусловно, можно, хотя и не так, как о человеке. Издревле в деревнях молились святым мученикам Флору и Лавру, Власию о здоровье коров, лошадей и других животных.

Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх. 23, 10-12).

Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12, 10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.

Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем, но молиться за них как за людей или устраивать траур — грех. Просто можно сказать: «Помоги, Господи, этому животному» — думаю, такой просьбы будет достаточно. Подавать же записки за животных в храме — кощунство.

Существует «Молитва на благословение стада»: «Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякие твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя) и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящы, и избави е от насилия диавола, и от иноплеменник, и от всякого навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительного недуга: огради е святыми ангелы Твоими, всякую немощь, всякую зависть, и искушение, чаровства же и волшебства, от действа находящыя диавольского, отгоняя от него: яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (Полный сборник молитв, СПб., 1914).

Наше внимание к животным, попечение о них не должны ни на минуту отвлекать наше нравственное сознание от главнейшей заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

— Разрешается или нет пребывание животных в помещении православного храма?

— Храм создан для молитвы людей и пребывание животных там неуместно. Но, в каждом правиле есть и исключения. Например, есть животные, которые могут подселиться в помещение храма, при этом никакими запретами их выгнать не удастся. Я говорю о мышах. Для того, чтобы их вывести из храма нужно другое животное — кошка. Кошка — это, наверное, единственное животное, пребывание которого в храме вызывает наименьшие антипатии.

На этот вопрос разрешите привести цитату из высказывания Святейшего Патриарха Кирилла: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».

— На следующий вопрос, конечно, ответить однозначно сложно. Но все-таки, почему животные страдают в этом мире? Вследствие нашей греховности?

— В наказание за грех люди смертны (Быт. 3, 19) так же, как и животные (ст. 18-20). Вся земля, «вся тварь», погубленная в результате грехопадения, жаждет воскресения и восстановления (Рим. 8, 20-22): «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего», — говорит апостол Павел.

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Ажурные ворота, за оградой – дворец, музыка, цветы, журчание ручья.
– Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
– Это рай, ты уже умер и вот теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
– А есть там вода?
– Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны, родники, колодцы.
– А поесть дадут?
– Всё, что захочешь.
– Но со мной собака.
– С собаками нельзя. Её придётся оставить здесь. Даже не уговаривай меня.
И путешественник прошёл мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму, у ворот которой тоже сидел привратник.
– Я хочу пить — попросил путешественник.
– Заходи, во дворе есть колодец.
– А моя собака?
– Возле колодца увидишь поилку для неё.
– А поесть?
– Могу угостить тебя ужином.
– А собаке?
– Найдётся косточка.
– А что это за место?
– Это рай.
– Но привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.
– Он лжёт. Там ад.
– Но как же вы, в раю, это терпите?
– Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

Павел Горюшкин
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Павел Горюшкин
Георгий Сергеевич
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Георгий Сергеевич
Елена Л
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Елена Л
Что происходит с животными после смерти?
Александр ortodoks
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Александр ortodoks

Когда гибнут мои любимые или просто чужие животные, я помню две вещи
1. Им уже не плохо, и плохо не будет никогда! А это уже хорошо (я по себе знаю, бывают момент вы в жизни в которых, если бы ты знал, что за смертью ничего нет, давно бы с жизнью рассчитался с превиликим облегчением.)
2. В их смерти НАША и только наша вина. Мы, своим грехом, сделали этот мир смертным. Потому животные так тянутся к святым, что чувствуют в их духе обещание своего освобождения из рабства смерти. Когда мы все станем святыми, перестанут умирать животные.

Что Вам, Никита, еще сказать? Обратите свою мысль к людям. Я понимаю, их не так жалко, они не так беспомощны, могут сказать когда и где им больно и даже защитить себя, но. Господь благословил нас делать людям добро, обещав, что таким образом мы будем делать добро Ему, а он такой же безгрешный и молчаливый, как и животные (простите за сравнение).

Недавно умерла наша цепная собака, сорвалась с цепи и , то-ли отравилась, то-ли клеща подцепила, поболела три дня и умерла. Муж говорит — в лес отвезем, а я была рада похоронить ее на участке, сама рыла могилу. Мне было радостно для нее поработать, радостно, что она хоть так останется со мной.

Ольга Кудряшова
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Ольга Кудряшова

Т.е. это 100 % ? А я слышал, что ВОЗМОЖНО, что там с нами будут и животные.

P.S. Господь сказал, что «делая братьям моим меньшим добро, считайте, что делаете мне». Так что же, животных можно бросать умирать в мучениях? Не нужно о них заботиться? Так где же тут милосердие христианское?

Я думаю, что с нами будут те животные, которых мы любили, и чья душа, как-то соединилась с нашей. Как мы спасаемся Богом, так они спасутся нами. Это будет справедливо: мы сделали их смертными, должны сделать их и бессмертными.

Вполне возможно, что это какая-то неизвестная мне ересь , но я так думаю.

ПолинаЖ
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от ПолинаЖ

И лечить нужно, и облегчать страдания необходимо.
Более того, в отличие от человека, по отношению к животным возможна эвтаназия.

Вопрос-же в топике стоял: «Что происходит с животными после смерти?»

___________________________________

Александр «Драго»
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Александр «Драго»

Александр «Драго», а сделает ли это?

Алексей_СПб, всегда поражал такой эгоизм ((( Как тогда можно себя называть Христианином, если думать только о себе? В том видимо и дело, что НАЗЫВАТЬ можно, а вот БЫТЬ им имхо НЕЛЬЗЯ!
Кто то умирает? Кто то страдает? Кому то больно? А ты думай о себе, это полезнее! Заботься о себе, на остальных плевать.

Путник Никита
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Путник Никита
Владимир Ш
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Владимир Ш

Так если мы будем строить предположения, то получается что душа бедного котика оживет после моей смерти (это я говорю конечно же если я буду праведником) , а если я не найду в жизни Христа, не приду в итоге к нему, то и бедный котик обречен на вечную смерть? А животные, которые не обрели хозяина, которые не были связаны любовью?

Или же уже Господь принял душу этого котика и он там вместе с остальными умершими животными?

Но если говорить о том, кто стал членом нашей семьи… Мне написал один человек в день ухода нашего кота: “даже если у них нет собственной души, мы отдаём им частицу своей”. Это очень точно сказано. Говорить о том, что они воскреснут просто потому, что были такими милыми и пушистыми — может быть, лет в пять веришь именно так, потом это уже не убеждает. Жизнь дикого животного в природе совсем не мила и не пушиста, она состоит из борьбы за пищу, самок, ареал обитания, место в стае, безопасность детёнышей.

В нашей человеческой жизни, кстати, всему этому тоже есть место, хотя это иначе называется — но в вечности мы надеемся встретить не продолжение этой борьбы, а покой, окончательное избавление от неё. И лев Исайи, который примирился с ягнёнком и ест траву, на самом деле свидетельствует, что такой борьбе больше нет места, она лишилась смысла. Львиность осталась, а голод исчез.

И когда мы думаем о вечности для своих домашних питомцев, мы надеемся вовсе не на то, что они будут вечно просить колбаски или драться с соседом за обладание хвостатой красавицей, хотя порой это может и развлекать нас. Нет, мы думаем о чём-то совсем ином… Это существо стало частью нашей семьи.

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Патриархия.Ru

1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Для человека нормально и хорошо ? относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ? любить животных больше, чем людей.

Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ? Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.

Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ? и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ? и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.

Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),? говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).

Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ? с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).

Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ? вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше Премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего (блажен, иже и скоты милует ? церк.-сл.), сердце же нечестивых жестоко (Притч.12, 10). Однако в ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен [1] , кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Старец при этом говорил своему ученику, что Сам Дух Божий учит жалеть всякую тварь.

Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.

Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ? следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ? к животным, вещам, самому себе…

Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ? о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ? к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.

2. Считаете ли Вы количество и доступность епископов для мирян нормой на текущий момент времени?

Нет, не считаю. Полагаю, что и епархий, и правящих архиереев в Церкви должно быть гораздо больше. Могу привести такой пример: в Греции, все население которой меньше населения города Москвы, около 70 епархий и 70 епископов. Так сложилось исторически. И у нас, в нашей огромной стране ? тоже 70 епархий, 87 архиереев (из них 70 епархиальных и 17 викарных). Думаю, что в этом ? источник многих проблем Русской Церкви организационно-управленческого характера: у нас слишком большие епархии и слишком мало архиереев.

Однако нельзя не заметить и того, что сегодня в нашей Церкви епархий гораздо больше, чем было 10–15 лет назад. В советские годы вся Сибирь, все пространство за Уралом представляло собой одну епархию… Саратовская кафедра была объединена с Волгоградской, а некоторое время, в послевоенные годы,? еще и с Астраханской. Сегодня все это ? отдельные епархии.

Дело в том, что церковную организацию нельзя увеличить одномоментно до невообразимых размеров. Всему свое время, этот процесс идет и он будет продолжаться. Открываются новые храмы, новые приходы, в духовных школах воспитывается новое поколение духовенства. Могут и должны учреждаться новые епархии, будут рукополагаться викарные епископы в уже существующих больших епархиях. Поэтому со временем, полагаю, проблема будет решена.

3. Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Читала о так называемом «Альфа-курсе» сектантов, есть ли что-нибудь подобное у нас?

Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.

Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач (не случайно ведь существует и этот портал, посредством которого мы общаемся). Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.

Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в Таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь вне Церкви невозможно.

4. Я очень люблю своего жениха, мы хотим пожениться вскоре. Но он мусульманин (турок). Его семья не радикальная и вопрос о смене религии для меня не стоит. Он Православие тоже принимать не собирается. Но какие ограничения в Церкви ожидают меня при заключении нашего с ним брака в ЗАГСе? Спасибо. Ксения.

Видимо, Ксения, вы считаете себя крещенным, но не совсем воцерковленным человеком. Если бы Вы ходили в храм, участвовали в Таинствах Церкви, то знали бы, какие ограничения Вас ожидают в браке с мусульманином. Вы не сможете соблюдать многие установления Православной Церкви, и прежде всего ? вступить в церковный брак, венчаться, то есть получить Божие благословение на будущую семейную жизнь. Но самое главное ? ваши дети будут воспитываться в исламе. По мусульманским обычаям, дети от смешанного брака обязательно воспитываются в вере отца. И я думаю, что как бы ни была толерантна семья Вашего будущего мужа, они сделают все, чтобы это было исполнено.

5. Моей дочери снится один и тот же навязчивый сон, что ее покойная бабушка к ней приходит и зовет ее к себе. Моя дочь очень беспокоится, ведь такие сны к плохому. Что Вы посоветуете?

Я советую Вам не обращать никакого внимания на этот сон, вообще не пытаться запоминать и исследовать сны, забывать о них сразу же по пробуждении.

В Добротолюбии, сборнике святоотеческих наставлений для православных христиан, говорится о добродетели «неверования никаким снам», о правиле «отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как ?идолы помыслов, игра воображения?» (блаженный Диадох, «Подвижническое слово», 3 том Добротолюбия). А преподобный Иоанн Лествичник учит: тот, «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» («Лествица», слово 3).

Поэтому не стоит обращать внимания на этот сон, ничего страшного здесь нет.

6. Владыка! Меня смущает, что в нашем городе часто перед исповедью не читаются положенные молитвы. Считается ли действительным таинство покаяния, если священник прочитал разрешительную молитву, однако не читал молитв перед исповедью?

Назовите мне, пожалуйста, храмы, где не читаются молитвы пред исповедью. Я исправлю это положение. Хотя таинство считается совершившимся после того, как священник прочитал разрешительную молитву над кающимся, но молитву перед исповедью читать тоже необходимо.

[1] Скаженный (просторечн.) ? бешеный, сумасшедший.

Читайте так же:

  • Почему кошка писает под себя #1 kotilove #2 CatSandra Так я пишу комментарии модератора #3 kotilove 4 сообщений #4 CatSandra Администраторы 25 076 сообщений Если писается ВО СНЕ, то не всё в порядке определенно. Анализы […]
  • Почему кошки топчутся лапами Опубликовано Евгений Фурасьев в 25.08.2017 Все владельцы кошек знают, что их питомцы имеют привычку топтаться – то есть перебирая лапками и как бы массируя, они топчут хозяину грудь, когда он отдыхает. Есть […]
  • Линька мейн-кунов При первом знакомстве мейн-кун производит впечатление не только своими немалыми размерами и рысьими кисточками на ушах, но и необычной шерстью – из-за неё кажется, что кошки «много». Предки нынешних […]
  • Особенности характера канадского сфинкса Тип шерсти: короткошерстные Размер: средние Страна происхождения: Америка, Россия В нашей стране различают канадских, донских и петербургских сфинксов. Внешность сфинксов Как только вы свыкнитесь с видом […]
  • Невская маскарадная крым Невские маскарадные котята на продажу. Уважаемые посетители нашего сайта! Читайте, пожалуйста, внимательно. Часть котят продается в Симферополе, часть в Москве. В данный момент продаются невские […]
  • Жизнь после смерти кошка Всякий из тех, кто способен серьёзно мыслить и кто когда-нибудь любил свою собаку и перенес её утрату, более или менее серьёзно задумывался о том, что "бедный индеец" из эссе Поупа, возможно, был мудрее и […]